Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 февраля 2006 г. N 35-оз


"О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

 

Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 10 февраля 2006 года

 

Настоящий Закон определяет механизм и направления государственной политики качества жизни населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), а также полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по реализации настоящего Закона.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

качество жизни населения автономного округа - совокупность социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности;

социальный прожиточный минимум - стоимостная оценка жизненно необходимых потребностей материального, социального, культурного характера, обеспечивающих общественно приемлемый уровень жизни человека;

целевая программа поддержания качества жизни населения автономного округа - гарантированный законодательством автономного округа комплекс экономических и социальных услуг, предоставляемых субъекту социальной поддержки за счет средств бюджета автономного округа;

мониторинг качества жизни населения автономного округа (далее также - мониторинг) - система наблюдений, оценки и прогноза благосостояния соответствующих категорий населения, применяемая в целях осуществления государственной политики по обеспечению качества жизни человека в автономном округе (включая продолжительность жизни человека и состояние его здоровья, уровень знаний и образовательных услуг, уровень дохода на душу населения, уровень занятости, состояние окружающей среды и другие факторы и критерии);

социальные индикаторы - статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни населения автономного округа;

социальные нормативы - социальные индикаторы, выражающие средний уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам жизни человека, населения и его отдельных групп и категорий;

материальное благополучие населения автономного округа - уровень жизни населения автономного округа, при котором размеры и структуры доходов населения позволяют обеспечивать способность людей удовлетворять социальные потребности;

социально-психологическая поддержка населения автономного округа - комплекс мер, направленных на оказание социально-психологической помощи гражданам, в том числе находящимся в сложных жизненных ситуациях;

социальное индикативное планирование - способ государственного управления в социальной сфере, при котором определение целей, показателей, заданий и основных средств их осуществления основывается на системе социальных индикаторов;

социальное партнерство - система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

 

Статья 2. Основные показатели обеспечения качества жизни населения автономного округа

1. Основными показателями обеспечения качества жизни населения автономного округа являются:

1) продолжительность жизни реальная и ожидаемая;

2) валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения;

3) индекс социального здоровья населения автономного округа в целом и в расчете на каждого жителя автономного округа;

4) уровень образования и грамотности населения автономного округа в целом;

5) уровень доходов населения автономного округа в целом и его отдельных групп;

6) занятость населения автономного округа;

7) потребление товаров, в том числе длительного пользования;

8) доля государственных расходов на социальную деятельность;

9) индексы бедности и нищеты населения автономного округа в целом и его отдельных социальных групп;

10) достаточность питания;

11) репродуктивное здоровье;

12) младенческая смертность;

13) материнская смертность;

14) количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

15) уровень потребления базовых социальных услуг;

16) уровень преступности;

17) уровень экологической безопасности;

18) социальная активность;

19) иные показатели, определяющие качество жизни населения автономного округа.

Порядок определения размеров показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа).

2. На основании показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа Правительство автономного округа разрабатывает социальные стандарты, социальные индикаторы и социальные нормативы.

3. Социальные нормативы подлежат изменению соответственно ресурсам и изменениям структуры и масштабам социальных потребностей населения автономного округа.

 

Глава II. Организация деятельности органов государственной власти
автономного округа по обеспечению качества жизни населения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

Статья 3. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области обеспечения качества жизни населения автономного округа

К полномочиям органов государственной власти автономного округа по обеспечению качества жизни населения автономного округа относятся:

1) принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

2) установление социальных стандартов и нормативов, контроль за их соблюдением;

3) определение расходов на обеспечение установленных социальных нормативов, а также поддержание социальной инфраструктуры при формировании социальных стандартов качества жизни населения автономного округа с учетом средств, необходимых для субсидирования расходов органов местного самоуправления автономного округа в целях социально-экономического развития автономного округа и обеспечения равных прав граждан в области качества жизни;

4) выявление факторов, неблагоприятно влияющих на благополучие и здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению;

5) координация деятельности органов государственной власти автономного округа по повышению качества жизни населения автономного округа;

6) регулярное информирование граждан по вопросам обеспечения качества жизни населений;

7) координация и финансирование научных исследований в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;

8) международное сотрудничество в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;

9) определение основных направлений государственной политики автономного округа в области обеспечения качества жизни населения автономного округа и осуществление руководства ее реализацией;

10) разработка социальных стандартов, социальных показателей, социальных индикаторов и социальных нормативов обеспечения качества жизни населения автономного округа.

 

Статья 4. Совет по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Для координации деятельности по регулированию вопросов обеспечения качества жизни населения автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создается Совет по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа. Порядок формирования и деятельности Совета по вопросам социального развития и обеспечения качества жизни населения автономного округа устанавливается Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

Глава III. Обеспечение качества жизни населения

 

Статья 5. Обеспечение качества жизни населения автономного округа

Качество жизни населения автономного округа обеспечивается посредством:

1) системы мер по регулированию демографической ситуации в автономном округе;

2) регулирования материального благополучия граждан путем установления за счет средств бюджета автономного округа дополнительных надбавок к минимальным размерам заработной платы, пенсиям, социальным выплатам, обеспечивающим достижение установленного в автономном округе прожиточного минимума для малообеспеченных категорий населения в соответствии с законодательством;

3) разработки и реализации целевых программ обеспечения качества жизни населения автономного округа;

4) осуществления активного жилищного строительства и обеспечения отдельных категорий граждан социальным жильем в порядке, определяемом Правительством автономного округа;

5) создания социокультурной среды и развития социальной инфраструктуры автономного округа;

6) осуществления социального индикативного планирования при формировании государственной политики в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, разработки и принятия социальных индикативных планов;

7) установления социальных нормативов качества жизни населения автономного округа и контроля за их соблюдением;

8) определения социальных индикаторов и порядка их использования;

9) оказания социально-психологической поддержки населению автономного округа;

10) сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

11) лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

12) проведения мониторинга качества жизни населения автономного округа;

13) проведения социально-экономической экспертизы качества жизни населения автономного округа;

14) научных исследований в области обеспечения качества жизни населения автономного округа;

15) информирования населения о фактическом положении дел в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, а также о мерах государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по повышению качества жизни населения.

 

Статья 6. Представление гражданам информации о качестве жизни населения автономного округа

1. Граждане регулярно получают достоверную, своевременную и полную информацию о качестве жизни населения автономного округа, включая информацию о состоянии окружающей среды, рациональных нормах питания, товарах и услугах, а также об их соответствии законодательно установленным стандартам и нормативам, правилам реализации и контроля, о правах потребителей в отношении реализуемых на территории автономного округа товаров и услуг, других факторах, влияющих на качество жизни населения автономного округа.

2. Информация о качестве жизни населения автономного округа представляется органами государственной власти автономного округа через средства массовой информации.

 

Статья 7. Предоставление помощи гражданам в случаях снижения качества жизни населения автономного округа

Гражданам, проживающим на территории автономного округа, предоставляется помощь в случае снижения качества их жизни из-за определенных жизненных обстоятельств: утраты постоянного источника дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, ограничения жизнедеятельности по состоянию здоровья (болезнь, инвалидность), других социальных обстоятельств (чрезвычайная ситуация, безработица, пребывание в специализированных учреждениях) - на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством автономного округа.

 

Статья 8. Социально-психологическая поддержка населения автономного округа

1. Правительство автономного округа ежегодно осуществляет исследования мнения граждан по проблемам обеспечения качества жизни населения автономного округа и использует их результаты для принятия решений по оптимизации управления в области обеспечения качества жизни населения автономного округа.

2. Органами исполнительной власти автономного округа могут создаваться специализированные социально-психологические службы для оказания услуг по социально-психологической поддержке граждан.

 

Статья 9. Материальное благополучие населения автономного округа

1. Уровень материального благополучия населения в автономном округе основывается на постоянных источниках доходов граждан (заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, доход от предпринимательской деятельности, целевая социальная выплата) и не должен быть ниже ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры величины прожиточного минимума.

2. Правительство автономного округа в пределах установленных законодательством полномочий осуществляет:

1) контроль за реализацией прав граждан в области выплат заработной платы, пенсий, дополнительного пенсионного обеспечения, стипендий, пособий, целевых социальных выплат, в том числе за их индексацией в порядке и размерах, установленных действующим законодательством;

2) принимает меры по ликвидации задолженности по заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям, целевым социальным выплатам, финансируемым за счет средств бюджета автономного округа.

3. При планировании социально-экономического развития и разработке долгосрочных программ вводятся нормативы социального прожиточного минимума. Социальный прожиточный минимум включает в себя физиологический прожиточный минимум, соответствующий размеру совокупной потребительской корзины, состоящей из продовольственной и непродовольственной частей и определяемой действующим законодательством, а также набора социокультурных услуг.

 

Глава IV. Мониторинг качества жизни населения

 

Статья 10. Мониторинг качества жизни населения автономного округа

1. Мониторинг является одним из инструментов разработки государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по повышению качества жизни населения автономного округа.

Сведения, полученные в результате проведения мониторинга, используются в качестве информационной основы при осуществлении социального индикативного планирования.

Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством автономно го округа.

2. В процессе проведения мониторинга качества жизни населения автономного округа оценке подлежат экономические, социальные, техногенные, демографические, экологические, географические, социокультурные факторы.

3. Мониторинг проводится по основным показателям качества жизни населения автономного округа, перечень которых установлен статьей 2 настоящего Закона.

4. Порядок организации и проведения, источники финансирования мониторинга качества жизни населения автономного округа, а также правила использования результатов мониторинга устанавливаются Правительством автономного округа.

 

Глава V. Социальное индикативное планирование.
Социально-экономическая экспертиза качества жизни населения. Социальное партнерство

 

Статья 11. Социальное индикативное планирование

1. Органы государственной власти автономного округа при разработке целевых программ, касающихся качества жизни населения автономного округа, применяют социальное индикативное планирование.

2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа осуществляют паспортизацию социальной инфраструктуры автономного округа и ее отдельных объектов, формируют банк данных о состоянии социальной защиты населении на основе сведений, полученных в результате мониторинга качества жизни населения автономного округа и других источников информации в соответствии с действующим законодательством, и представляют полученную информацию в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Правительство автономного округа исходя из представленной информации разрабатывает проект социального индикативного плана качества жизни населения автономного округа (далее - социальный индикативный план) сроком на один год на основе установленных социальных индикаторов.

 

Статья 12. Социально-экономическая экспертиза качества жизни населения автономного округа

По качеству жизни населения в автономном округе может быть проведена государственная и (или) независимая социально-экономическая экспертиза в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 13. Социальное партнерство

1. В целях согласования и защиты интересов различных социальных групп в области обеспечения качества жизни населения автономного округа, а также создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется социальное партнерство.

2. Система социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создается для выполнения следующих задач:

1) обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в автономном округе;

2) обеспечение эффективного механизма регулирования социальных и иных отношений, связанных с обеспечением качества жизни населения автономного округа;

3) обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всех его слоев;

4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений по вопросам повышения качества жизни населения автономного округа;

5) совершенствование законодательства в установленном порядке;

6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и настоящим Законом;

7) предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, и содействие разрешению конфликтов.

 

Глава VI. Международное сотрудничество

 

Статья 14. Международное сотрудничество в области качества жизни населения автономного округа

Органы государственной власти автономного округа в соответствии с нормами международного законодательства, федеральными законами, законодательством автономного округа осуществляют международное сотрудничество в области обеспечения качества жизни населения автономного округа посредством взаимодействия с международными организациями и движениями, реализации международных программ, международных норм по различным аспектам оценки и технологиям улучшения качества жизни населения автономного округа и его отдельных групп, организации обучения специалистов.

 

Глава VIII. Порядок вступления в силу настоящего закона

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Губернатор

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры               А.В. Филипенко

 

г. Ханты-Мансийск

28 февраля 2006 года

N 35-оз