Что общего, скажите, может быть
у гопников, обманом выманивающих деньги у пенсионеров,
и у чиновников в дорогих костюмах, вычисляющих уровень
инфляции в стране? Как бороться с эпидемией невыплат
заработной платы? Принесет ли пользу курортный сбор? На эти
и другие острые вопросы нашего корреспондента ответил
в откровенной беседе Председатель Федерации Независимых Профсоюзов
России Михаил Шмаков.
- Михаил Викторович,
для начала вопрос об очередном виде мошенничества, который появился
в регионах. Читатели рассказывают о похожих случаях:
к ветеранам приходят или звонят, представляясь сотрудниками ФНПР,
называют СНИЛС и другие персональные данные. Предлагают премиальные
выплаты от профсоюзов, но с условием: предварительно
перечислить 1%. После перечисления аферисты, нетрудно догадаться,
исчезают. Как прокомментируете?
— Это явное и подлое
мошенничество. К тому же налицо попытка дискредитировать
профсоюзное движение. Конечно, к профсоюзам эти «ходоки» никакого
отношения не имеют. Призываем граждан к бдительности
и просим в подобных случаях незамедлительно информировать
полицию и профсоюзные органы. В свою очередь, мы уже
обратились к правоохранителям с требованием пресечь
мошенничество.
— Тогда
о других, более изощренных способах отъема денег у населения.
В прессе стали появляться высказывания правительственных чиновников
о бюджете на будущий год. Вы не находите в них
примет дальнейшего сокращения социальных расходов?
— Такая тенденция очевидна. Как
и в 2017-м, бюджет следующего года будет малосоциальный.
А все заверения чиновников о том, что правительство сохранит
социальную направленность в главном финансовом документе, —
не более чем лукавство со стороны финансово-экономического
блока правительства. Сегодня эти персоны во власти ведут
антисоциальную и антигражданскую политику, работают
в интересах не граждан и страны, а собственного
ведомства. Им надо хотя бы на бумаге сбалансировать
бюджет, а развивать экономику они не умеют и учиться
не собираются. У них главная задача — больше налогов, они
готовы обложить ими все, что хоть как-то еще шевелится... Решения
властей порой напоминают диверсию.
Профсоюзы свои претензии к бюджетной
и налоговой политике высказывали на недавнем заседании
Трехсторонней комиссии. К примеру, власти снова нацелились
сократить отдельные статьи по бюджету Фонда социального
страхования. Речь идет о компенсациях за несчастные случаи
на производстве. Фонд получает по данной статье профицит,
но вместо того, чтобы поддерживать страховую систему, правительство
беспардонным образом изымает профицит для затыкания дыр в бюджете.
Это недопустимо! Такие решения нарушают Конституцию и закон
об основах социального страхования. Увы, подобных примеров
множество.
— Зато обещают индексировать зарплату бюджетников на 4%. Это как, нормально?
— Это издевательство. Потому что
инфляция в 4% существует только в буйных фантазиях чиновников.
В своих расчетах, и без того далеких от реальности, они
используют не потребительские, а оптовые, промышленные цены.
А поскольку Росстат сейчас подчинен Минэкономики, который с ЦБ
отвечает за обуздание инфляции, то они попросту «подгоняют»
цифры. Аналитики признают: потребительская инфляция сегодня — как
минимум 8-9%. Ну и кого в высоких кабинетах обманывают?
Разве что себя. Люди-то видят, как скачут цены на все.
Надо, конечно же, повышать зарплату
не по общей инфляции, а по потребительской.
Но пока мы видим, что этот процесс законодатели начали
с себя и на том хотят его завершить. Яркий случай
в Красноярске, где местные депутаты собрались удвоить свое
жалованье. Их пристыдили — пришлось им пока отменить
решение. Но как тут не вспомнить, что пару лет назад
в два раза повысили себе зарплату депутаты Госдумы.
А где же повышение бюджетникам? Минфин давно не проводит
реальной индексации, хотя это прямое нарушение закона, требующего
ежегодно фиксировать зарплату бюджетников хотя бы на уровне
инфляции. Мы будем жестко критиковать Минфин и Минэкономики,
весь финансово-экономический блок правительства за такие
предложения. Будем биться именно за социальный бюджет.
— Вот
и индексация работающим пенсионерам, которой добивались профсоюзы,
в следующем году не предусмотрена. Как расценить это —
как временную меру?
— Как шаг к разрушению системы
пенсионного страхования в стране. Вероятно, нас хотят вернуть
к социальному обеспечению по остаточному принципу.
Но проф-союзы не для того 10 лет боролись, чтобы уйти
от единого социального налога к созданию страховой системы.
По крайней мере в трех фондах — обязательного
медицинского, социального и пенсионного страхования. Если чиновники
воровским способом залезают в страховые фонды, чтобы изъять оттуда
деньги, это просто бандитизм, воровство у собственного народа.
И мы с этим не будем мириться!
— А как
относятся профсоюзы к предложенной Минфином и ЦБ концепции
индивидуального пенсионного капитала, когда формирование накопительной
пенсии полностью ложится на плечи работников?
— Такой элемент накопления пенсии
может существовать, но на добровольной основе. Если человек
располагает свободными средствами, он может заключить договор
с НПФ или другой финансовой структурой и дополнительно
откладывать часть зарплаты на пенсию. Но навязывать всем эту
схему нельзя. И в системе обязательного государственного
пенсионного страхования не должно быть никакого накопительного
компонента.
Что Пенсионный фонд дефицитен —
сказки от Минфина. Сейчас он дает льготы ряду компаний
на уплату взносов в ПФР, но тогда правительство должно
восполнять Пенсионному фонду недостачу. Мы не видим, чтобы это
делалось. Например, льготы получают IT-разработчики. Тогда чиновники
правительства должны им прямо сказать: ребята, вы можете
платить меньше в Пенсионный фонд, но и пенсию
вы будете получать тоже поменьше, если бюджет не компенсирует
выпадающий доход Пенсионного фонда. Но ведь об этом никто
не говорит. Доверия такая лукавая политика не прибавляет. Оно,
доверие, и так крайне низкое. Люди убеждаются, что
их в высоких кабинетах обманывают каждый день.
— Из недавних
сообщений: в рейтинге уровня жизни пенсионеров Россия заняла 40-е
место из 43 возможных, уступив в том числе Турции, Китаю
и Мексике. Ниже нашей страны расположились только Бразилия, Греция
и Индия...
— Я видел бодрые комментарии:
мол, все эти рейтинги — клевета и наговоры. Но положа
руку на сердце обеспечение пенсионеров в нашей стране
действительно на очень низком уровне. Все упирается в застой
в нашей экономике. Всем давно очевидно, что нужны другие меры,
другое лекарство от кризиса, а мы все продолжаем кроить
себе одежки по старым лекалам МВФ и Всемирного банка. Что
ведет к деградации, а не к росту. Так много
разговоров о необходимости отстаивать суверенитет —
ну так и надо вести суверенную финансово-экономическую
политику. Но мы же ее не ведем. Могли бы,
например, вдвое снизить цены на энергоресурсы на собственном
рынке, невзирая на мировые цены. И инвестиции к нам
потекли бы рекой. Ведь усреднение мировых цен выгодно только
транснациональным компаниям, чтобы подминать под себя весь мировой
рынок.
— Как на фоне
разгорающихся споров вокруг бюджета и других противоречий между
правительством, профсоюзами и бизнесом идет подготовка нового
Генерального соглашения?
— Мы пролонгировали на год
действующее Генеральное соглашение. Сейчас идет активное согласование
положений трехстороннего договора на предстоящий период
с учетом параметров бюджета на ближайшие годы.
Мы отстаиваем корректировку бюджетной и тарифной политики,
чтобы эти положения записать в соглашение. И, таким образом,
создать двойной контроль их выполнения.
Конечно, противоречия между трудом
и капиталом никуда не денутся. У бизнесменов цель —
максимум прибыли, у нас — максимум цены за труд. Нужно
находить золотую середину, а государство в лице правительства
должно являться мудрым арбитром. К сожалению, правительство
у нас чаще встает на сторону бизнеса или своими решениями
угнетает и работников, и бизнес.
— С 1 июля
на 300 рублей повышен минимальный размер оплаты труда. Этого явно
не достаточно, поскольку величина МРОТ не покрывает
прожиточный минимум. Не лучше ли перейти к минимальной
почасовой оплате труда?
— До прожиточного минимума МРОТ
так и не доведен, это вынуждено признать и правительство.
Повышение на 300 рублей — это ничто, но с паршивой
овцы хоть шерсти клок. Было 7,5 тысячи, сейчас — 7,8
тысячи рублей, не шаг, а шажок. Мы будем стремиться
довести минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума.
Причем в течение одного года.
Что касается почасовой оплаты труда,
то такая существует в мире 200 лет и будет существовать
еще долго. Мы не против введения почасовой оплаты, но при
условии сохранения минимальной ежемесячной. Ведь МРОТ — это
гарантия, от его размера на многих предприятиях строится
система оплаты труда. Что касается минимальной почасовой оплаты.
Предположим, она будет 100 руб-лей. Но даже гастарбайтеры сейчас
меньше чем за 1,5 тысячи рублей в день работать
не соглашаются. При работе 12 часов получается не менее
120 рублей в час. За меньшие деньги человек в руки лопату
не возьмет. А если мы говорим
о высококвалифицированном труде, минималка должна быть 300-400
рублей в час. Для сравнения: наши канадские коллеги поставили
задачу добиться минимальной ставки в 15 долларов в час.
Сейчас у них — 12 долларов, что считается мало.
В переводе на рубли — примерно 750. На потребтовары
у них цены ниже, чем у нас. А сколько мы получаем?
Давайте разделим МРОТ на 160 рабочих часов в месяц. Получаем
40 рублей! Вот вам разница...
— Профсоюзы не раз отмечали, что в стране растет число социально-трудовых конфликтов? Что делать?
— Количество социально-трудовых
конфликтов, по нашим подсчетам, растет на 20% в год.
Основная проблема — невыплата зарплаты. Причем большая часть таких
конфликтов — на предприятиях, где нет профсоюзов. Там, где
мы работаем и действуют коллективные договоры, острые вопросы
быстрее решаются. Хотя далеко не все работодатели из тех, кто
задерживает зарплату, имеют корыстные интересы. Нужно вдумчиво
разбираться, какая налоговая и таможенная политика в той или
иной отрасли, как финансовое положение предприятия соотносится
с ввозом экспортных материалов, сырья... Ведь огромное количество
предприятий сегодня не могут вздохнуть полной грудью, они
не живут, а выживают, задыхаются без денег.
— Тогда еще про деньги: какой, на ваш взгляд, должна быть сегодня налоговая политика?
— Необходимо введение прогрессивной
шкалы налогообложения доходов физических лиц. Об этом много лет
говорят, решение без конца откладывается, но оно неминуемо —
мировой опыт тому подтверждение. Делать из России рай для богатых
опрометчиво. Вместо этого необходимо вводить точные, адресные
преференции. Хотим развивать какие-то сектора экономики — дайте
туда налоговые льготы. Возьмем, к примеру, санаторий. Если
мы хотим, чтобы люди укрепляли здоровье за вменяемые деньги,
давайте брать со здравницы не 20% налога на прибыль,
а 10 или даже 5%, и от НДС освободим.
— Кстати, про санаторий. Как вы относитесь к законодательной инициативе о так называемом курортном сборе?
— Если бы подобные решения
предлагались на фоне экономического роста и подъема уровня
доходов населения, можно было бы рассуждать на эту тему
сколько угодно. Но в сегодняшних условиях стремление снять еще
одну шкуру с отдыхающих мудрым никак не назовешь. Так что
закон нужно дорабатывать, поспешность в его принятии ничего
хорошего не сулит. У нас, безусловно, снижается поток
отдыхающих на российские курорты, зато все больше выездов
за рубеж. Потому что стоимость одного дня отдыха в Турции
вдвое меньше, чем в России, да и сравнение систем
налогообложения не в нашу пользу — у нас завышается
кадастровая стоимость земли, чтобы брать с этой стоимости земельный
налог... Кто все эти вопросы рассматривал, когда готовил закон
о курортном сборе? В результате все свелось к очередному
отъему денег у населения.
И потом, почему сбор установили
только для четырех регионов, чем другие-то хуже? Подмосковье спрашивает:
к нам в выходные выезжают на отдых 8 млн москвичей,
так почему бы и нам не ввести сбор с отдыхающих?
Но так мы дойдем до поборов с горожан, поехавших
в село на речку рыбу поудить. Это же шаг
к феодальной раздробленности! Неужели инициаторы закона этого
не понимали?
— Бывает и наоборот: закон хороший, а выполнять его никто не собирается.
— Для того и нужен общественный
контроль, в том числе со стороны профсоюзов. Должны быть
трехсторонние соглашения. Государство обязано регулировать бизнес,
следить за исполнением законов. А преференции «своим ребятам»,
коррупция в конечном итоге разрушительны. Сможем установить
открытые и честные партнерские отношения — многого добьемся.
А нет... Второй вариант лучше не рассматривать.
Беседовал Алексей Поздняков
Интервью Председателя ФНПР М.В. Шмакова на сайте газеты "Труд"