Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Правительство Российской Федерации
рассматривает возможность повышения пенсионного возраста. В связи с этим
считаем необходимым еще раз проинформировать Вас о позиции Федерации
независимых профсоюзов России и ее членских организаций по данному
вопросу.
Дискуссии на эту тему ведутся не один
десяток лет. Требование о повышении пенсионного возраста было в числе
первых, поставленных перед Правительством Российской Федерации
консультантами Всемирного банка и Международного валютного фонда. Эта
мера, инициируемая либеральными экономистами, в том или ином виде
присутствует во всех вариантах концепций реформирования пенсионной
системы и ни разу не получала одобрения ни у абсолютного большинства в
научном и экспертном сообществе, ни тем более у народа. Политики и
эксперты каждый раз обращали внимание инициаторов на невысокий и
краткосрочный экономический эффект, но большой уровень социального риска
при реализации этой идеи, а также на необходимость комплексного
подхода.
Однако мантры о необходимости повышения
пенсионного возраста, повторяемые в течение десятилетий, не привели к
практическим шагам по формированию таких социально-экономических
условий, при которых можно было бы приступить к обсуждению и реализации
этой “непопулярной меры”.
До настоящего времени существенно не
изменена политика в области доходов работающих. Число людей, которых
можно было бы отнести к так называемому “среднему классу”, не растет.
По-прежнему высокий процент работающих “бедных”. Такое положение не
мотивирует людей думать о дальнейших перспективах, к которым,
безусловно, относится пенсионное обеспечение, и, соответственно, мешает
его системному реформированию.
Значительные проблемы имеются в области
охраны здоровья практически всех слоев населения, доступности
медицинской помощи и ее качества, а также в проведении диспансеризации
и, главное, реализации ее результатов.
По-прежнему серьезной остается возможность
развития конфликта поколений. Трудо- устройство является проблемой для
молодого поколения и лиц старшего возраста.
Требует определенного переосмысливания нормативная база, в том числе по ряду законов, принятых в последние двадцать пять лет.
Страной до настоящего времени не ратифицирована ни одна из конвенций, регулирующих сферу социальной защиты работающих.
Многократно рассматривалась экспертным
сообществом в стране и за рубежом практически готовая к ратификации
Конвенция № 102 МОТ, которая в очередной раз снята с обсуждения
Российской трехсторонней комиссии правительственной стороной. При этом
ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не
принесла реальной пользы самим работающим, а проводимая в этой сфере
“оптимизация” и “модернизация” лишь сокращали уровень их социальной
защищенности.
Учитывая вышеизложенное, ФНПР считает
нецелесообразным поддерживать дальнейшие инициативы в области
реформирования системы социальной защиты до ратификации основополагающих
конвенций МОТ в этой области и определения согласованного уровня
социальной защищенности наемных работников, в т. ч. в области
обязательного социального страхования.
Что касается так называемых “непопулярных
мер”, ФНПР настаивает на предварительном всенародном обсуждении этих
предложений, путей их реализации и социальных последствий.
Членские организации ФНПР обеспечат
проведение данного мероприятия в каждой профсоюзной организации и при
необходимости представят протоколы этих обсуждений.
Федерация независимых профсоюзов России
считает, что иные действия не только будут противоречить майскому Указу
Президента страны № 204 от 07.05.2018 “О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года”, основной дух и смысл которого в качественном улучшении жизни
населения Российской Федерации, но и будут способствовать социальной
нестабильности.
С уважением, председатель ФНПР М.В. Шмаков
24.05.2018