Минтруд подготовил проект федерального законопроекта
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации» (в части
систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и
нормативного правового регулирования трудовых отношений).
16 сентября состоялось совещание по данному
законопроекту в Департаменте здравоохранения и социального развития
Правительства РФ, на котором позицию Федерации Независимых Профсоюзов
России выразил Николай Гладков, секретарь ФНПР.
Комментарий секретаря ФНПР Николая Гладкова
Понятие обязательных требований было введено в
российское законодательство федеральными законами от 31.07.2020 № 247-ФЗ
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 248 «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации». Названными требованиями признаются содержащихся в
нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка
соблюдения которых осуществляется, кроме прочего, в рамках
государственного контроля (надзора) и привлечения к административной
ответственности.
Применительно к трудовому законодательству в
контексте названных федеральных законов обязательными требованиями можно
назвать нормы трудового права, устанавливающие и охраняющие трудовые
права граждан, за нарушение которых нерадивых работодателей можно
привлечь к административной ответственности
Законопроектом предусмотрено дополнение части пятой
Трудового кодекса РФ разделом XII.1 «Обязательные требования в сфере
труда», в котором перечислены уже содержащиеся в Кодексе основные
институты и подинституты трудового права. Цель такого нововведения –
подчинение трудового законодательства ограничениям, вводимым новым
законодательством о государственном контроле и надзоре, а именно:
- государственные инспекторы труда не вправе будут
проводить проверку деятельности работодателей на предмет соблюдения
трудового законодательства по вопросам непоименованным в проектируемом
разделе Кодекса – что ограничит не только полномочия государственных
инспекторов труда, но и защиту трудовых прав граждан органами
прокуратуры и профсоюзами;
- Правительством РФ до 1 января 2021 года будут
признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской
Федерации и отменены нормативные правовые акты Правительства РФ,
федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных
и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР,
содержащие нормы трудового права, соблюдение которых подлежит проверке
при проведении федерального государственного надзора за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права;
- новые нормативные правовые акты, содержащие нормы
трудового права будут издаваться с ограниченным сроком действия – по
общему правилу – не больше шести лет со дня вступления в силу;
- применение норм трудового права по аналогии станет недопустимым.
Таким образом, вопреки заявленному наименованию,
законопроект направлен не на систематизацию, а на разрушение системы
трудового законодательства.
ФНПР считает, что должны оставаться обязательными к
соблюдению все нормы действующего трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Должны
неукоснительно и без ограничений выполняться требования статей 5, 10 и
423 Трудового кодекса РФ.
Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения
