12 апреля в онлайн формате в рамках X
Петербургского международного юридического форума проходила
дискуссионная сессия на тему: «Перезагрузка трудовых отношений. Поиск
баланса интересов работодателей и работников в новых условиях».
Организаторы Форума посвятили дискуссию правовым аспектам общественной
жизни в условиях пандемии.
Федерацию независимых профсоюзов России
качестве участников на Форуме представляли заместитель Председателя
ФНПР, заместитель координатора профсоюзной стороны РТК, ректор Академии
труда и социальных отношений Нина Кузьмина и секретарь ФНПР, заслуженный
юрист России Николай Гладков.
В своем выступлении Н.Кузьмина
подчеркнула, что «в очередной раз в ситуации кризиса, в котором опять
виновны не работники, расплачиваться предлагается именно работникам.
Между тем именно дефицит достойного труда - причина всех кризисов, что
констатирует и Международная организация труда, и все объективные
исследования экономистов-трудовиков во всём мире».
Еще в конце марта 2020 председатель ФНПР
Михаил Шмаков обратился к руководителям четырёх крупнейших российских
объединений работодателей с предложением совместно выработать меры
поддержки российской экономики и бизнеса в условиях предотвращения
распространения коронавирусной инфекции. Вместо ответа, «руководители
объединений работодателей направили премьер-министру Михаилу Мишустину
пакет своих предложений, в том числе о двукратном снижении страховых
взносов и о корректировке трудового законодательства в части сокращения
мер защиты работников», - напомнила Н.Кузьмина.
«Федерация независимых профсоюзов России
считает самым правильным в этой ситуации строгое отслеживание выполнения
трудового законодательства и пресечение попыток его ревизии, под каким
бы то ни было предлогом. Меры поддержки российских предпринимателей
нужно искать в плоскости не трудового, а налогового и бюджетного
законодательства. И эти меры нужно искать в формате трёхсторонних
консультаций - профсоюзов, бизнеса и власти», - отметила Н.Кузьмина.
По мнению Н.Гладкова «никакой перезагрузки
трудовых отношений в сложившихся условиях по определению быть не может.
В условиях борьбы с коронавирусом, наоборот, требуется максимальная
стабильность трудовых отношений как основной части общественных
отношений, законодательно регулируемых в нашем государстве. И не
случайно Президент РФ Владимир Путин обратил на это особое внимание в
своем Указе от 02.04.2020 № 239, установившем нерабочие дни с 4 по 30
апреля включительно с сохранением за работниками заработной платы. Более
того, Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ
было поручено установить повышенное пособие по безработице на 2020 год
гражданам, временно утратившим работу».
«Эти меры, - отмечает Н.Гладков, -
направлены на гарантии стабильности социально-трудовых отношений, а
отнюдь не на перезагрузку трудового законодательства в угоду интересов
бизнеса. Особенно негативно на этом фоне выглядит ситуация, связанная со
стремлением работодателями устанавливать тарифные ставки и должностные
оклады менее величины МРОТ, то есть ниже 12130 руб.».
Н.Гладков уверен, что сложившихся условиях
надо «безотлагательно заниматься выполнением решений в виде
постановлений Конституционного Суда РФ и, в частности, постановления от
11.04.2019 года № 17-П, где отмечается, что вознаграждение за труд в
составе заработной платы это ничто иное, как ее тарифная часть в виде
тарифной ставки, оклада, в том числе должностного. А поскольку в
соответствие с частью 3 ст. 37 Конституции России вознаграждение за труд
не может быть менее, установленного Федеральным законом МРОТ, то и
тарифная ставка, оклад (должностной оклад) как виды вознаграждения за
труд должны быть так же не менее величины МРОТ. В настоящее время
величина МРОТ составляет 12130 руб. в месяц. Отсюда вытекает, что если
реформировать трудовое законодательство в сложившихся условиях, то нужно
срочно вносить изменения в часть 3 ст.133 и, соответственно, в часть
11 ст.133.1 Трудового кодекса РФ, чтобы минимальное месячное
вознаграждение за труд, а не вообще месячная зарплата, в виде
минимального размера тарифной ставки, оклада, в том числе должностного,
должна быть не менее величины МРОТ (РМЗП). Это и будет выполнением
решения Конституционного суда, ведь в соответствие с со ст. 6
Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1- ФКЗ «О
Конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного суда
обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех
представительных, исполнительных и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц, граждан и их объединений».
Дело остается за малым, считает секретарь
ФНПР, а именно добиться того, «чтобы все перечисленные органы власти,
организации, должностные лица выполняли указанный ранее Федеральный
конституционный закон, а значит все решения в виде Постановлений и
Определений Конституционного суда РФ по означенной проблеме. Это и
будет, по существу, главной мерой, направленной на защиту прав
работников, особенно в нынешнее время, когда работодатели объявляют
приостановку работы, пусть и не по вине работодателей и работников,
когда время простоя по причинам, независящим от работодателя и
работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки,
оклада, в том числе должностного. Возникает вопрос, каков же реальный
размер тарифных ставок, окладов, которые устанавливают работодатели? На
практике - менее величины МРОТ, являющейся государственной
конституционной гарантией. И в настоящее время намного ниже размера
пособия по безработице, установленного для временно неработающих
граждан. Но это же нонсенс!».
«Не пора ли устранить пробел в ст. 133 и 133.1 Трудового кодекса РФ», - считает Н.Гладков.
Департамент по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию
профсоюзного движения Аппарата ФНПР