22 июля двенадцать сенаторов и депутатов
РФ в порядке законодательной инициативы внесли в Государственную думу
проект федерального закона «О молодежной политике в Российской
Федерации».
Комментарий заместителя Председателя ФНПР Александра Шершукова.
Молодежная политика на федеральном уровне
определяется постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года "Об
Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской
Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
ноября 2014 г. №2403-р "Об основах государственной молодёжной политики
Российской Федерации на период до 2025 года". Правда, в 2007 и 2016-2018
годах предпринимались попытки обновить эти «направления», но по факту
ничего не произошло. С одной стороны, вносимые законопроекты были
недостаточно проработаны даже в части полноценного понятийного аппарата.
С другой, была неопределенность полномочий и ответственности
государственных органов и их руководителей за результаты молодежной
политики. Были расхождения в возрастной границе молодых людей – до 30,
либо до 35 лет.
Ясно как день – новый закон о молодежи
давно созрел и даже перезрел как для государственной вертикали, так и
для общественных организаций, включая профсоюзы.
Этот законопроект частично учитывает
предложения ФНПР, внесенные в 2016-2018 годах при обсуждении тогдашней и
более ранних инициатив (наша Федерация была активным участником
обсуждения всех вопросов и проблем, связанных с молодежью).
При этом Федерация независимых профсоюзов
России и ее членские организации последовательно и достаточно активно
проводят свою, независимую, молодежную политику.
Суть профсоюзных предложений – в особом
внимании обеспечению первого рабочего места и занятости молодежи,
гарантий и различного рода преференций молодым людям, начинающим свою
трудовую деятельность. Создающим молодые семьи нужны реальные
возможности для решения жилищных вопросов. И всем им нужны достойные
зарплаты, культурное и физическое развитие, реализация способностей и
талантов.
В данном законопроекте это нашло
определенное отражение в п.п.14,15,17 «обеспечение гарантий труда и
занятости, содействие трудоустройству молодежи», «поддержка и развитие
молодежного предпринимательства», «поддержка молодежного
добровольчества (волонтерства)» 6-й статьи «Основные направления
реализации молодежной политики».
Разработка и реализация государственных
программ по основным направлениям, согласно законопроекту, поручается
федеральным органам власти в сфере молодёжной политики. Это дает
надежду на появление федеральной (и региональных) целевой программы по
обеспечению занятости среди молодёжи. И здесь появляется обширное поле
для участия профсоюзов.
Статья 7 проекта, на наш взгляд,
заслуживает отдельного внимания. Она описывает участие самой молодёжи в
реализации молодежной политики. Предполагается всего три формы
участия: участие в деятельности консультативно-совещательных и иных
структур при органах государственной власти различного уровня,
организация и проведение молодежных форумов и иных мероприятий,
проведение научно-аналитических исследований. На наш взгляд, данная
статья может быть расширена, к примеру, вовлечением молодёжи через
молодёжные органы самоуправления в нормотворческую деятельность и
другими формами.
Кроме этого, есть ряд профсоюзных предложений. Считаем необходимым:
- наряду с предусмотренным в законопроекте
международным сотрудничеством осуществлять и межрегиональное
взаимодействие, так как обмен внутрироссийским опытом работы с молодежью
– полезная вещь;
- считать добровольцами и молодых профсоюзных активистов - они выполняют чисто волонтерские функции;
- законодательно расширить понятийный
аппарат, включив в него по максимуму уже много лет применяемые
повсеместно и в документах (в т.ч. коллективных договорах, отраслевых и
региональных соглашениях в рамках социального партнерства) и, что
называется, «по жизни» термины типа «молодой работник», «молодой
специалист» «молодой ученый», «органы молодежного самоуправления» и
т.п.
Одновременно, мы поддерживаем поднимаемую
внесенным законопроектом границу возраста молодежи с 30 до 35 лет, что
позволит увеличить возможность получения государственных мер поддержки
для 41 млн молодых россиян.
Департамент Аппарата ФНПР по связям с
общественностью, молодёжной политике и развитию профсоюзного движения до
5 августа ведет сбор предложений от профактива и членских организаций
ФНПР для формирования нашего «свода поправок» по проекту этого закона.
Призываю поучаствовать!
Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения
