Воспоминания и биографии
Н.М. АГЕЕВ
Алтай, ДП «Инжгеодезия»
ВСТРЕЧА В ТАЙГЕ
Лошади шли вразвалку, как грузчики с тяжелой ношей, осторожно обходя деревья, чтобы не задеть их вьюками. На крутой тропе, позвякивая подковами о камни, они замедлили шаг.
Лошадей в поводу вели обросшие и загорелые парни в просмоленной одежде, в загрязненных накомарниках с откинутыми наверх сетками. Эту группу замыкала Пеганка - любимица всей бригады. Она часто останавливалась, торопливо хватая траву, и, отстав, с ржанием догоняла далеко ушедший караван, гремя посудой в суминах.
Пес по кличке Черный то забивался в чащобу, поднимая из травы глухарей, то, вынырнув на тропу, настороженно прислушивался к голосу тайги. Горластые кедровки криком извещали таежных обитателей о появлении людей.
- Эх, баньку бы сегодня, да с веничком. И смыть бы с себя двухмесячную грязь. Нет ничего приятнее бани, - послышался голос вихрастого парня.
- Скоро будет пасека, а там должна быть и баня, - ответил ему техник строительной бригады пунктов триангуляции. -У пасечника и выпросим баньку. Надеюсь, не откажет.
- Если не скряга, после баньки угостит медовухой. Страсть люблю этот божественный напиток, - отозвался длинный как жердь рабочий-верховик. - Я такого понятия: медовуха и баня спокон веков совместимы.
- Пасечники - народ гостеприимный. Рады появлению людей в этой глухомани. Сколько было пасек, ни на кого обиды не имею, - ввязался в разговор рыжий Иван с желтыми, прокуренными зубами.
Вскоре вдали послышался лай собаки. Расступилась тайга, уступая место широкой долине. Душистый медовый аромат дурманил нас. Пчелы возились в цветах, собирая драгоценный нектар. Из-за пригорка выглянула крыша строения.
Заливистым, звонким лаем встретила собачонка пасечника незваных госте! Черный, задрав хвост, обнюхал собачонку, и она, поняв его намерение, повела нас к избе.
- Здесь будем табориться, - распорядился техник, выбрав ровную площадку на берегу ручья, недалеко от пасеки.
Расседланные, лошади тут же ложились и катались по земле, сбрасывая с себя усталость долгого пути.
- Неужели нет хозяина? - забеспокоился верховик, страстный любитель медовухи. - Тогда нам здесь ничто не светит.
- Светит, светит, - показал техник н вышедшего из избы пасечника.
Пригнувшись и держась рукой за поясницу, к строителям приковылял хозяин пасеки.
- Приветствую, - протянул ему руку техник. - Не против, если мы здесь расположимся на одну ночь?
- Располагайтесь, какой может быть разговор. Места всем хватит. Только лошадей отведите вон туда, к моей Серухе, - кивнул он головой в сторону пасшейся лошади.
- А то ненароком посбивают ульи. Да и пчелы не любят конского запаха.
- Что тебя так скрутило? - полюбопытствовал техник.
- Радикулит проклятый. Совсем замучил. Сейчас сажал пчел на спину. Немного полегчало. Только пчелы и спасают. А вы вижу экспедиция? Что ищете?
- Да ничего не ищем, ничего не теряли. Геодезисты мы, - ответил техник.
- Не знаю таких... Геологов знаю, топографов знаю, а геодезистов не знаю, - с досадой сказал пасечник.
- Мы строим пункты триангуляции. Видал, наверное, такие сооружения на вершинах. Их в народе называют вышками. Вон на той вершине, рядом с перевалом стоял сигнал. Он сгнил и упал. На его месте будем ставить новый, - стал растолковывать ему техник.
- Вот вы оказывается кто? Что же сразу мне не сказали. Милые вы мои! Да эта же вышка - спасительница моя. Она жизнь мне спасла. Я как прохожу мимо - молюсь на нее. Два года как упала. Поставьте там новую, обязательно поставьте. А то смотрю на нее и такая жалость берет. О Господи! Не думал, не гадал, что встречу своих спасителей. Вот встреча, так встреча... Радость-то какая! - не унимался пасечник, оглядывая строителей. -Вот тебе и геодезисты. Слово-то какое красивое.
- Коль встретились, давай знакомиться, - предложил техник. - Я Николай, это Владимир, Сергей, Виктор, Роман.
- А меня зовут Савелий. Что же мы тут стоим? Пойдемте в избу, я хоть вас медком угощу.
- Нам бы, Савелий, баньку, - не утерпел вихрастый Серега.
- Баня - дело не хитрое. В момент сообразим, - засуетился Савелий. - У меня всегда баня в готовности номер один. Остается только поджечь.
Через десять минут баня задымила, рассеивая смолистый дым над пасекой.
В избе пахло воском и медом. Жужжали и бил стекло залетные пчелы. Савелий поставил на стол глиняную миску с медом. Принес из кладовой две буханки хлеба.
- Пока перекусите, а я мигом приготовлю ужин, - озабоченно бегал Савелий, не зная, чем еще угодить строителям.
- Не беспокойся, Савелий. У нас все есть и нам ничего не надо, - хотел остановить Савелия техник Николай.
- Нет, нет, - запротестовал Савелий. - Вы сегодня мои гости, и притом самые дорогие. Неужели я вас не привечу? Привечу, как следует. Будете помнить, что были в гостях у Савелия Прохорова, которого спасла ваша вышка.
- Ты все говоришь, Савелий, о спасительнице вышке. Как же она спасла тебя? - перебил Савелия техник.
- Случилась вот какая беда, - стал рассказывать Савелий. - Восемнадцать лет назад на этой пасеке работал мой отец. Я был мальчишкой, когда произошла эта страшная история. Весной мы пошли с ним за колбой. За перевалом ее хоть косой коси. С полными мешками в возвращались на пасеку. Отец шел впереди, я еле поспевал за ним. На перевале он вдруг остановил меня жестом и снял с плеча ружье. На тропе стояла медведица. Около нее крутились два медвежонка. Не нужно было ее трогать, может все бы и обошлось. Но отец выстрелил. Она взревела, бросилась на нас и в один миг подмяла отца. Он успел крикнуть: «Беги, сынок! - и я побежал на вершину сопки. Раздирающий душу крик отца подгонял меня. Я бежал, не разбирая ни камней, ни валежин. Расправившись с отцом, медведица погналась за мной. Я чувствовал ее дыхание и слышал треск сучьев. К счастью, на сопке стояла ваша вышка. Я забрался на нее и закрыл люк на верхней площадке. Это было моим спасением. Обессиленная от раны, медведица залегла недалеко под сваленным деревом.
Всю ночь она караулила меня, а я, дрожа от холода, сидел на вышке, не зная, что делать.
Утром на перевале появился верховой. Это был охотник из нашей деревни. Я стал кричать ему и объяснять, что рядом со мной раненая медведица. Он добил ее и снял меня с вышки. С тех пор у меня падучая болезнь.
- Как же ты не боишься жить один на пасеке? - спросил техник.
- Я знаю, когда у меня начнется приступ. Тогда убираю все вокруг себя. А если случается в лесу - расчищаю площадку от сучьев и ложусь на землю. После этого два дня хожу как разбитый, с болью во всем теле.
- Прости меня, Савелий, что я напомнил тебе о трагедии прошлых лет, - посочувствовал ему техник-строитель. - А просьбу твою мы выполним. Построим на месте упавшей вышки новую. Пусть она будет как памятник нашей встречи.
- За вышку спасибо, - ответил Савелий. - Теперь я буду знать, кто такие геодезисты.
На берегу ручья, у палатки, горел костер, освещая собравшихся в круг людей. Вспыхивающее пламя, облизывая темноту, выхватывало из поленьев искры, и они, взметнув ввысь, угасая, падали на землю.
- Завтра к нам прибудет начальник партии Кирилл Родионович Лебедев, - сообщил техник, закончив сеанс радиосвязи. - Жаль, что заберет Черного. Это ему подарок от Федосеева Григория Анисимовича. Знаете такого?
- Читали, - ответили парни.
Александр Никифорович Баранов
19 декабря 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Никифоровича Баранова - первого руководителя Главного управления геодезии и картографии при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУГК СССР), получившего статус самостоятельного органа государственной власти. Человека, с чьим именем связано немало славных вех развития топографо-геодезического и картографического изучения нашей Родины, кавалера многих государственных наград СССР и зарубежных стран, лауреата Государственной премии СССР, действительного и почетного члена Географического общества СССР и Шотландского королевского географического общества в Великобритании.
На протяжении почти 30 лет А.Н.Баранов руководил ГУГК СССР, претворяя в жизнь и успешно развивая идеи и предложения К.Н.Посьета, В.И.Вернадского, Ф.Н. Красовского, М.Д. Бонч-Бруевича и других выдающихся ученых и государственных деятелей, сыгравших важную роль в становлении отечественной гражданской картографо-геодезической службы.
Будущий государственный деятель родился 19 декабря 1904 года в деревне Заслонино (ныне Можайский район Московской области). Его родители служили у графа Уварова: отец работал лесничим во владениях графа, мать была прислугой в графском доме.
Мир лесной природы, егерей, охотничьих собак, зверей и птиц Центральной России с детства окружал А.Н. Баранова. Дети Александра Никифоровича вспоминают "Наш отец очень любил и ценил природу, был отменным охотником и рыболовом. Узнавал птиц по их голосам и умело подражал им, различал следы животных даже на траве. Недолгие отпускные периоды он любил со всей семьей проводить в маленькой деревеньке Зуша на Орловщине, где полностью отдавался лесу, рыбалке, парному молоку с сотовым медом. Любовь к природе он постоянно стремился привить и своим детям: подолгу рассказывал о повадках лесных зверей и птиц, часто брал их с собой на рыбалку, а взрослых - на охоту. В доме была охотничья собака - дратхаар, которую отец натаскивал сам и учил этому детей. У него, как у большого любителя охоты, была хорошая коллекция охотничьих ружей, среди которых два были подарены И.Сталиным и К.Ворошиловым, а два других - владельцем знаменитой оружейной фирмы "Зауэр". Приходилось отцу принимать участие и в, как теперь принято говорить, "элитных" охотах с К.Ворошиловым и сыном И.Сталина - Василием. Отец был удачливым охотником. Поэтому в доме всегда было много охотничьих трофеев, некоторые из которых сохранились и до наших дней".
Свою трудовую деятельность в неполные 16 лет А.Н. Баранов начал учеником художника-гравера в московской типографии. В 1929 году в числе партийной тысячи московских рабочих был направлен на учебу в Московский геодезический институт, который окончил в 1933 году. По распределению ЦК ВКП(б) после окончания института он был направлен на строительство Московского метрополитена, где до 1939 года работал вначале инженером-маркшейдером, а затем главным инженером геодезическо-маркшейдерских работ на метрополитене. Именно в эти непростые для страны годы проявились организаторские способности и талант Александра Никифоровича как руководителя.
К середине 1938 года завершился первый этап становления гражданской службы страны. Однако еще большая часть территории СССР, включая ряд важных в промышленном отношении районов, не была в необходимой мере обеспечена геодезическими данными и топографическими картами. Кроме того, задачи обеспечения экономической безопасности и обороноспособности страны в условиях приближающейся войны в Европе потребовали совершенствования всей структуры государственного управления, наращивания научно-технического и производственного потенциала всех отраслей народного хозяйства, резкого увеличения объемов производства (в том числе и топографо-геодезических работ), осуществления ряда других социально-экономических мероприятий в государственном масштабе.
Именно в этот период для решения общесоюзных государственных задач Постановлением Совнаркома СССР от 14 сентября 1938 года при Совете Народных Комиссаров СССР было создано Главное управление геодезии и картографии (ГУГК СССР). 5 февраля 1939 года начальником ГУГК СССР был назначен Александр Никифорович Баранов.
В условиях огромной территории СССР съемки и картографирование представляли собой очень сложную и масштабную организационно-техническую задачу. Особую важность при ее решении приобрели вопросы организации, планирования, координации и контроля качества топографо-геодезических и картографических работ, а также рационального использования выделяемых на эти цели государственных ресурсов. Эти важные государственные задачи предстояло решить органам управления ГУГК СССР, которые возглавил А.Н. Баранов.
В 1939-1940 годах, когда в Европе уже шла Вторая мировая война, в целях обеспечения безопасности страны потребовалось значительно расширить фронт работ по геодезическому и картографическому изучению территории СССР. ГУГКом были развернуты работы в важнейших районах промышленного освоения в Европейской части, на Урале, в Казахстане и Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Была также проведена большая и важная работа по формированию нормативно-технической базы картографо-геодезического производства и созданию отечественной геодезической техники.
В начале 40-х годов и в годы Великой Отечественной войны главные усилия гражданских геодезистов, топографов и картографов были направлены на обеспечение Вооруженных Сил и оборонно-промышленных строек страны топографическими картами и геодезическими данными. На огромных территориях в условиях военного времени выполнялись работы по производству топографических съемок и созданию топографической карты страны в масштабе 1:100 000. Эти работы завершились в 1954 году.
Необходимо отметить, что картографирование в масштабе 1:100 000 такой огромной территории в столь короткие сроки не имеет аналогов в истории мировой геодезии и картографии. Огромная заслуга в этом, наряду с геодезистами, топографами и картографами тех лет, принадлежит и органам управления ГУГК СССР, которые возглавлял Александр Никифорович Баранов.
Много сил и внимания на посту руководителя государственной картографо-геодезической службы страны А.Н. Баранов отдавал решению задач, направленных на научно-техническое, производственное и социально-экономическое развитие отрасли, укрепление ее кадрового потенциала, рост авторитета ГУГК СССР как органа государственной власти. В период его деятельности на посту начальника ГУГК СССР в стране были образованы многие аэрогеодезические предприятия (в Якутске, Тбилиси, Пятигорске, Алма-Ате, Минске и др.), обеспечивавшие своими работами освоение месторождений нефти, газа, золота, алмазов. Созданные под руководством А.Н. Баранова аэрогеодезические предприятия и картографические фабрики в бывших республиках СССР и в наше время составляют производственно-техническую основу картографо-геодезических служб стран СНГ.
Под руководством и при непосредственном участии А.Н.Баранова были подготовлены и изданы многие крупные картографические произведения, получившие всеобщее признание как в нашей стране, так и за рубежом: "Атлас мира", "Физико-географический атлас мира", "Большой советский атлас мира", "Морской атлас" и другие. А.Н. Баранов являлся одним из инициаторов комплексного картографирования территории СССР.
Не только организаторскими способностями и управленческим талантом обладал Александр Никифорович, но и был творческим человеком. Так, не имея специального музыкального образования, он хорошо играл на фортепиано, аккордеоне, балалайке. Любимой певицей его была Лидия Русланова. В редкие и короткие периоды отдыха рисовал и мечтал заняться всерьез живописью после выхода на пенсию. В семье осталось несколько написанных им великолепных пейзажей.
А.Н.Баранов любил спорт. В молодости занимался боксом и коньками, до самого почтенного возраста вместе семьей любил в воскресные дни ходить на лыжах в Сокольниках. Летом играл в городки и лапту, сам мастерил все необходимые принадлежности для этих русских национальных игр.
Будучи духовно богатым и общительным человеком, А.Н.Баранов много знал, видел и умел делиться этим со своими друзьями и близкими. Так, он был очень дружен с писателем-геодезистом ГА.Федосеевым, которого часто принимал у себя дома. Многие истории, описанные в книгах ГА.Федосеева, взяты из реальных событий, участником которых был А.Н.Баранов.
Оставив в 1967 году пост руководителя Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Александр Никифорович еще долгие годы продолжал трудиться в системе геодезии и картографии.
Его имя навсегда вошло в историю отечественной геодезии и картографии как выдающегося руководителя государственной службы.
Б.П. Стыслович,
Е.А. Белецкая
А.В.БОРОДКО
Бородко Александр Викторович родился 27 марта 1951 г.
В 1968 г. поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, который окончил в 1973 г. по специальности инженер- астрономо-геодезист.
Трудовую деятельность начал в должности инженера в экспедиции №132 предприятия №7 (г. Москва) Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР.
Более пятнадцати лет проработал в экспедиции №123, пройдя путь от инженера до начальника экспедиции.
С ноября 1988 г. по апрель 1993 г. работал главным инженером Московского аэрогеодезического предприятия Федеральной службы геодезии и картографии России.
С апреля 1993 г. по январь 1994 г. исполнял обязанности директора Московского аэрогеодезического предприятия Федеральной службы геодезии и картографии России. В 1994 г. А.В. Бородко был назначен директором Московского аэрогеодезического предприятия Федеральной службы геодезии и картографии России. С апреля 2001 г. по март 2003г. работал генеральным директором федерального государственного унитарного предприятия "Московское аэрогеодезическое предприятие" Федеральной службы геодезии и картографии России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2003 г. № 278-р А.В. Бородко назначен руководителем Федеральной службы геодезии и картографии России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 837-р А.В. Бородко назначен руководителем Федерального агентства геодезии и картографии Министерства транспорта Российской Федерации.
А.В. Бородко, заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации, кандидат технических наук. В 1999 г. награжден орденом Дружбы, имеет ряд других государственных и отраслевых наград.
В.А. ИВАНОВ
Заслуженный работник геодезии
и картографии РСФСР,
член Союза журналистики
НАД ЛЕСАМИ, НАД МОРЯМИ
В 1923 году в СССР было организовано Добровольное общество друзей воздушного флота ("Добролет"), а в 1924 году при нем было создано Техническое бюро "Аэросъемка". В "Аэросъемку" поступает опытный пилот-инструктор Гатчинской военной авиационной школы Михаил Бабушкин.
Что за метаморфоза? Как это произошло?
Оказывается: Главное управление ВВС вызвало Бабушкина в Москву, освободило от работы в Школе и демобилизовало. Узнать подлинную причину этого не представлялось возможным. Бабушкин, вернувшись в родное Лосиноостровское, работает по случайным подрядам, ведя хозяйство, обеспечивая семью.
Узнав об этом, друзья помогли ему определиться в "Добролет", восстановиться в правах пилота. Михаил Бабушкин назначается командиром аэрофотосъемочного экипажа. В состав экипажа входят также пилот, съемщик, штурман Н.Д. Богомолов.
Экипажу выделяется самолет "Доронье-Комета-2". Удачно выполнена экспериментальная съемка. Этим экспериментом экипаж практикой воплотил в жизнь замыслы ученых, разработавших новую технологию съемок - аэрофототопографию, а Бабушкин с Богомоловым стали "пионерами аэросъемки".
Начались производственные съемки. Параллельно работал второй экипаж, командиром которого был один из лучших пилотов "Добролета" К.Е.Дедушенко, аэросъемщиком - начальник отдела Технического бюро "Аэросъемка" В.К.Лебедев, опытный специалист.
В июле 1925 года в районе Можайска была покрыта съемкой площадь 400 кв.км в разных масштабах (1:2 000 -1:7 000). Самыми крупными были заказы Наркомзема РСФСР. Для него была выполнена аэрофотосъемка лесов на площади 520 кв. км. Бабушкин работал в Марийской экспедиции, снимал массивы леса, в котором ни ориентиров, ни посадочных площадок не было. Его увлекали такие полеты, он - сын лесника, любил лес. В его книге "Записки летчика Бабушкина" есть такая запись: "Меня очень заинтересовала аэрофотосъемка лесных массивов. Я охотно занимался этим делом и не только потому, что люблю лес. Я понимал, что аэрофотосъемка помогает стране привести в порядок свое обширное лесное хозяйство , установить правильное использование колоссальных природных богатств, искоренить хищничество".
Бабушкин, бесспорно, внес свой вклад в становление аэрофотосъемки.Чаще всего он летал с Богомоловым. Второе лицо экипажа – штурман - аэросъемщик, осуществляя аэрофотосъемочное самолетовождение, является главной фигурой, он же ответственен за исполнение проекта, за качество продукции.
Со временем М.Д. Богомолов становится выдающимся мастером аэросъемки, надежным исполнителем ее в сложных природных условиях. В 1927 году он участвовал в аэрофотосъемке в Средней Азии для строительства Семиреченской железной дороги. Он удостаивается правительственных наград. Ему вместе с В.К.Лебедевым, М.С.Бабушкиным и Е.К.Дедущенко принадлежит приоритет в разработке инструментально-визуального створного способа аэрофотосъемочного самолетовождения.
Этот способ использован для аэрофотосъемки больших площадей. К сожалению, из-за несовершенства архивов или даже полного отсутствия их, не удалось полностью воспроизвести биографию Богомолова. Не удалось отыскать его потомков. Известно, что Николай Дмитриевич, закончив летать, перешел на работу в Летно-эксплутационный отдел ГУГКа, курировал Мячковский Объединенный отряд и другие отряды "Аэросъемки ГУГК' и Аэрофотосъемочное отделение Московского топографического политехникума.
Во время работы над этой статьей у меня возникли вопросы, на которые я не мог найти ответа. Вот они. Почему расстались друзья и первооткрыватели Богомолов и Бабушкин? Почему Бабушкин, любивший аэрофотосъемку, ушел из нее в Полярную авиацию? Кто его увлек туда? И не найдя убедительного ответа, я обратился к журналисту М.С. Хотинскому, хранителю архивов пилота М.С. Бабушкина.
Он дал исчерпывающий ответ: "Виктор Афанасьевич, не ломайте голову. Все произошло очень просто. Начальник "Добролета", видя как тяжело пилот переживает ожидание съемочной погоды, безоблачного неба, как рвется он летать, подсказал ему:' Михаил Сергеевич, почему бы Вам, когда нет съемок, не слетать на Север, помочь рыбакам разведать скопления промыслового зверя?"
Бабушкин слетал раз, два ... увидел, был очарован. Ну, а дальше, Вам известно".
Действительно, дальнейшее было хорошо известно. Михаил Сергеевич перешел в штат Главсеверморпути. Однако он не смог сразу отказаться от аэрофотосъемки. Находит время, летит на съемку Шпицбергена, затем вместе с лесоизыскателями выполняет аэровизуальное обследование бассейна Енисея, просмотрев 8 000 000 га!
Оставшись в Главсевморпути полярным летчиком, Михаил Сергеевич, совершая изо дня в день своими полетами героические подвиги, становится героем Арктики, Героем Советского Союза, тем легендарным Человеком, которого знает и помнит Москва, Россия, зарубежье, гордостью Родины!
К сожалению, нашим знаменитым первооткрывателям аэросъемки, друзьям Михаилу Бабушкину и Николаю Богомолову вновь встретиться не удалось: полярный летчик Бабушкин в 1938 году погиб в авиакатастрофе.
ФЕОДОСИЙ НИКОЛАЕВИЧ КРАСОВСКИЙ
Идеи и труды выдающегося ученого Ф.Н.Красовского живут в наше время, помогая нам решать современные проблемы геодезии и картографии. Он был не только крупным ученым, выдающимся производственником и талантливым педагогом высшей геодезической школы, но и мыслителем, государственным и общественным деятелем.
Заслуги Ф.Н. Красовского в области геодезии и картографии известны во всем мире. Он был первым после Гельмерта геодезистом, который со свойственной ему основательностью продолжил дело основоположников мировой геодезической школы в советский период.
Наиболее существенные направления геодезической науки и производства, которыми глубоко занимался Ф.Н. Красовский, следующие:
1. Разработка схемы и программы государственной астрономо-геодезической сети СССР.
2. Исследование фигуры Земли и ее внутреннего строения с использованием данных геодезии, астрономии, гравиметрии, геологии, геофизики и других смежных наук.
3. Развитие математической и сфероидической геодезии с целью найти общематематические решения геодезических задач на поверхности земного сфероида.
4. Развитие математической картографии, картографирование страны и использование картографических материалов в различных отраслях народного хозяйства.
5. Развитие геодезического образования и подготовка научных кадров.
Ф.Н. Красовский был первым геодезистом в мире, кто поднял и решил проблему построения единой государственной опорной геодезической сети с учетом ошибок измерений и формы геометрических фигур.
Работа "Схема и программа государственной триангуляции" (1928 г.) является одним из выдающихся классических трудов всей мировой геодезической литературы. Характерная особенность постановки проблемы заключается в том, что Ф.Н. Красовским одновременно рассмотрены вопросы построения, исследования точности и обработки материалов астрономо-геодезической сети. До него мало внимания уделялось построению триангуляции низших классов внутри полигонов первоклассной триангуляции. В указанной работе им обосновано, что заполнение полигонов должно выполняться по определенной схеме с заданной точностью и густотой с тем, чтобы полученные материалы обрабатывались строго математически и последовательно. Преимущества астрономо-геодезической сети СССР, построенной по схеме и программе Ф.Н. Красовского, очевидны особенно теперь, когда, несмотря на грандиозные размеры, эта сеть позволяет выполнить совместное строгое уравнивание.
В начале 30-х гг. Ф.Н. Красовский выполнил вывод параметров земного эллипсоида, причем впервые он использовал материалы астрономо-геодезических сетей СССР того периода полностью. Научная работа Ф.Н. Красовского протекала одновременно по нескольким направлениям, всегда отвечая практическим запросам. Он считал, что выбор геометрических фигур для изучения геоида надо дополнить изучением профилей геоида по рядам триангуляции.
Ф.Н. Красовский выдвинул обширную программу использования геодезических данных для изучения строения верхней мантии Земли, а для научно обоснованной обработки материалов астрономо-геодезической сети особенно большое значение придавал изучению больших волн геоида. При этом он указывал, что обнаружение геодезией общих волн геоида крайне существенно также и для геофизики. Изучение вертикальных движений земной коры он относил к физической геодезии, считая, что система вековых реперов, установленных в сотрудничестве с геологами на обширных территориях, и повторные нивелирования их наряду со связью этих реперов с реперами-мареографами, установленными на берегах морей и океанов, могут привести к выяснению механизма вековых движений земной коры.
К 1929 г. в европейской части СССР была создана значительная астрономо-геодезическая сеть и возник вопрос о ее уравнивании. Ф.Н. Красовский разработал метод уравнивания сетей и после его апробирования опубликовал работу "Методы уравнивания государственной первоклассной триангуляции" (1931 г.).
Проблема топографического картографирования СССР долгое время была одной из важнейших в работах Ф.Н. Красовского. В 1923 г. по его предложению осуществлялся переход к топографической съемке в масштабе 1:50 000. Вопросы топографических съемок, содержания топографических карт и постановки картографирования страны были предметом особого внимания Ф.Н. Красовского в 1928 г. во время разработки плана первой пятилетки и в 1938 г. при составлении Генерального плана картографирования СССР. В 1940 г. он поддержал переход к картографированию в масштабе 1:10 000.
В середине 30-х гг. в СССР широкий размах получили инженерно-геодезические работы по обслуживанию различных отраслей народного хозяйства. Ф.Н. Красовский принимал активное участие в их научной постановке путем консультаций и создания руководящих пособий. По его мнению, в первую очередь следовало определить требования к инженерно-геодезическим работам различных областей народного хозяйства и не заниматься решением отдельных задач, а разрабатывать общие научные основы этих работ. Он часто повторял, что подготовка инженерных кадров в геодезических вузах должна ориентироваться не только на основное геодезическое производство, но и на такие крупные отрасли, как строительство, горное дело и т.д.
Продолжительное время Ф.Н. Красовский был председателем Технического совета, а затем помощником начальника Высшего геодезического управления и Главного геодезического комитета ВСНХ СССР. Одновременно он работал в Межевом институте, где заведовал кафедрой и читал основной курс по высшей геодезии. До 1935 г. все инструкции и наставления по топографо-геодезическим работам разрабатывались под его руководством или при его участии. Ф.Н. Красовский является основоположником научной постановки государственных топографо-геодезических работ.
Организация и широкая научная деятельность ЦНИИГАиКа, бесспорно, связаны с именем Ф.Н. Красовского, который был его первым директором и многолетним научным руководителем.
Ф.Н. Красовский всегда стремился привлечь научных работников МИИГАиКа и других вузов к участию в работах ЦНИИГАиКа, а в первые годы существования ВГУ и ГГК - к участию в производственных работах. Под его руководством в ЦНИИГАиКе основные исследования и опыты ставились и выполнялись вузовскими научными работниками. Это имело огромное значение для научного уровня преподавания и постановки всего учебного процесса.
Одной из самых обширных областей деятельности Ф.Н. Красовского, бесспорно, является подготовка инженерных кадров в области высшей геодезии. Подготовку научных кадров Феодосии Николаевич считал первостепенной задачей геодезического вуза и уделял этому большое внимание.
К 60-ти годам у Ф.Н. Красовского наступил наиболее плодотворный период его многосторонней деятельности: он принимал большое участие в работе Института физики Земли АН СССР, будучи членом-корреспондентом АН СССР, завершил наиболее фундаментальный труд своей жизни - трехтомное "Руководство по высшей геодезии", руководил работой по определению параметров нового земного эллипсоида.
Несомненно, имя Ф.Н. Красовского принадлежит истории геодезической науки и производства. Будучи образцом преданности любимому делу, своему народу и Родине, он всегда останется величайшим геодезистом России. Его имя по праву занимает почетное место в ряду наиболее выдающихся геодезистов планеты: Гаусса, Бесселя, Струве, Кларка, Гельмерта и других.
ИЛЬЯ АНДРЕЕВИЧ КУТУЗОВ
Илья Андреевич Кутузов родился 2 августа 1915 г. в рабочем поселке Хорлово Воскресенского района Московской области. Трудиться он начал в 1932 г., с 1936 г. служил в армии, в 1951 г. закончил адъюнктуру кафедры геодезии Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева и приступил к научной работе и преподавательской деятельности. В 1961 г. назначен заместителем руководителя, а затем и руководителем научно-исследовательского института.
С 1967 г. И.А.Кутузов — начальник Главного управления геодезии и картографии. Тогда же произошли известные события на острове Даманском, и с учетом особой важности правильного показа государственной границы на картах Главное управление геодезии и картографии было выделено из Министерства геологии и стало органом государственного управления, подчиненным непосредственно Совету Министров СССР.
И. А. Кутузов возглавлял геодезическую службу страны почти 20 лет. За этот период выполнен значительный объем работ по картографированию территории страны в масштабе 1:25 000. Завершено начатое еще по программе Ф.Н.Красовского (1928) построение астрономо-геодезической сети СССР 1 и 2 классов. Объемы топографо-геодезических и картографических работ увеличились в несколько раз. Были развернуты работы за рубежом. Специалисты ГУГК работали на Кубе, в Монголии, Сомали, Йемене, Анголе, Мозамбике и ряде других стран. Отечественная геодезия и картография получила признание в международных организациях: на картографических конференциях ООН, в Международной картографической ассоциации, Международном обществе фотограмметрии и дистанционного зондирования, Международной федерации геодезистов, Научном комитете по исследованию Антарктики и др.
В период, когда И.А.Кутузов возглавлял ГУГК, были открыты новые направления работ: использование материалов космических съемок для создания и обновления топографических и общегеографических карт, создание тематических карт. Получили развитие крупномасштабные топографические съемки городов и населенных пунктов. Начаты геодинамические исследования с целью выявления предвестников землетрясений геодезическими методами. Предприятия и экспедиции ГУГК приступили к картографированию шельфа и внутренних водоемов. Активно развивались работы по картографированию Луны и планет Солнечной системы.
1970 - 1980-е годы стали этапом значительного роста авторитета государственной геодезической службы как в стране, так и за рубежом. В этом большая заслуга И.А.Кутузова, который будучи руководителем картографо-геодезической службы страны, постоянно уделял большое внимание вопросам развития и совершенствования топографо-геодезических и картографических работ, проведения в стране единой научно-технической политики, развития научно-производственной базы отрасли. За годы, которые И.А.Кутузов возглавлял отрасль, были построены новые производственные и научно-лабораторные корпуса целого ряда предприятий, картфабрик и экспедиций, полностью обновлен инструментальный парк, полевые подразделения оснащены автотранспортом и средствами малой механизации.
И.А.Кутузов был награжден орденами «Октябрьской Революции», «Красной Звезды», «Красного Знамени», одиннадцатью медалями, наградами ряда зарубежных стран.