Из поколения в поколение на Ямале ненцы передают легенду о подземном народе сихиртя или сиртя. До сих пор в тех местах можно услышать рассказы об этих людях. Говорят, что пришли они на Ямал из-за моря. Сначала жили на острове, а затем, когда из-за сильных штормов стали обрушиваться его берега, переправились на полуостров.
Действительно ли существовали сихиртя или это один из мифов, которые существуют во многих странах и регионах, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у тюменского ученого, кандидата исторических наук Сергея Турова.
Если кратко, то, по преданиям, сихиртя были небольшого роста, белоглазыми и вели совсем другой, чем ненцы, образ жизни. Например, они не разводили оленей, а охотились на диких, и одежда у них была красивая, с металлическими украшениями. Однажды, не известно по какой причине, сиртя ушли в сопки и стали жить под землей. Их дома-сопки крепились к вечной мерзлоте железными веревками. Они боялись дневного света и на поверхность тундры выходили редко - только ночью или в туман. В некоторых рассказах их представляют искусными кузнецами. Там, под землей, у них есть стада мамонтов. По рассказам ненцев, сихиртя - народ не злой. Но встреч с ними побаивались. По преданиям, они могли неожиданно появляться, а при необходимости внезапно скрываться, могли наслать порчу на человека или напугать его. Рассказывают, что изредка бывали и вооруженные стычки ненцев с сиртя.
Сопка, в которую ушли сиртя
«Давайте сразу договоримся, что сихиртя - никакие не палеоазиаты. Ненцы их видеть не могли. Не так давно открытая Усть-Полуйская археологическая культура - это IV век до н. э. - II век н. э. Ненцев в тундре тогда еще не было, а сихиртя они не только видели, но и «видят» до сих пор» - подчеркивает Сергей Туров.
В 2011 году археолог Олег Кардаш публиковал книгу с результатами раскопок средневекового городища в ямальской бухте Находка. Местные ненцы связывали остатки городища на холме с легендарными сихиртя. Были раскопаны шесть жилищ, накрытых единой кровлей и соединенных крытым же переходом. Таким образом, конструкция со стороны выглядела как поросшая травой невысокая сопка. Причем входить в этот комплекс нужно было сверху, через лючки. Обитатели поселения занимались охотой на дикого оленя и песца. Городок был построен в 1220 году. И где-то век спустя он был заброшен, жители ушли без видимых на то причин. Олег Кардаш считает, что в бухте Находка он раскопал поселение сихиртя. Скорее всего, он прав, поскольку остатки поселений коренного населения этого периода выглядят совершенно по-другому.
Ключ к разгадке
Сихиртя реальны. Кем же они были, откуда пришли и куда потом исчезли? В культурном слое поселения бухты Находка обнаружено огромное количество вещей, изготовленных в Северном Приуралье и Севернорусских землях: бронзовые и серебряные украшения, ткани, оружие. Археологи считают, что это импорт. Можно было бы с этим согласиться. Но очень трудно представить, что торговцы в те времена по горным тропам и болотистым тундрам везли на продажу обувь. А остатков обуви, изготовленной из телячьей кожи где-то в Приуралье, в жилищах сихиртя обнаружено много.
Еще одна загадка. Найдено два замка тоже из севернорусских городов. Дверей нет, сундуков тоже, что закрывать? Вы стали бы покупать замок, если он вам не нужен? А вот захватить с собой при переезде могли бы, не бросать же. На раскопе имеются свидетельства ковки железа. В чем ненцы в эти времена не были замечены, но замечены были сихиртя. Так, может быть, весь обнаруженный вещевой материал - не импорт вовсе. Тогда наши сихиртя - выходцы с Русского Севера. Из земель ныне являющихся краем Коми, то есть протокоми. Но возможно ли такое? Возможно!
На Нижней Оби, между Ханты-Мансийском и Салехардом, расположено несколько древних городищ, в основе названий которых присутствует ойконимы «кар», и «горт» - это означает поселение на коми-зырянском языке. Несколько таких поселений раскопаны археологами (между Шеркалами и Перегребным). Поселения эти действительно были заселены предками коми и являлись своеобразными торговыми и промысловыми факториями.
Среди народа коми и сегодня до 70% серо- или голубоглазых
Вот и ненецкие предания об этом же говорят. У сихиртя белые глаза. Белые глаза - это голубые или серые. Среди народа коми и сегодня до 70% серо- или голубоглазых. Сихиртя - народ невоинственный скорее торговый. Они часто оставляют бронзовые украшения возле юрт ненцев - это типичный способ меновой торговли в средневековье на Севере. Поселения близ Шеркал и Перегребного существовали примерно тогда же, когда и поселение сихиртя на Ямале в XII-XIII, а потом, так же как и ямальские сихиртя, население ушло. Куда? Домой, конечно, на Вымь и Верхнюю Каму.
Что же произошло? Дело в том, что начинался так называемый малый ледниковый период (XIV - вторая половина XVIII века). Интересно то, что и появление предков коми в Северном Зауралье связано с климатическими изменениями. Похолоданию предшествовал климатический оптимум (потепление) (середина X - середина XIII века).
Топонимы коми-происхождения, судя по данным лингвистики, появляются на Нижней Оби в X веке. Итак, коми - торговцы и промысловики - пришли на Обь вслед за потеплением, а ушли гонимые похолоданием. Но в связи с похолоданием пушнины меньше не стало, скорее наоборот - пушнина стала пышнее. Тогда почему сихиртя-протокоми ушли?
Их метка - бивень мамонта
По поводу того, что сихиртя под землей пасут мамонтов, Сергей Туров говорит, что удивляться этому не следует - по преданиям, которые есть и у ненцев, и у финно-угров, мамонты - подземные звери. Они роют подземные тоннели, и, когда выходят на поверхность, чаще всего в высоком береге реки, мгновенно погибают, потому что не выносят солнечного света. Вот почему якобы чаще всего торчащие бивни, кости находят в берегах. Зачем мифическим сихиртя мамонты, понятно - они ими питаются. Но если мы вернемся в реальность, то единственное, что ценится в останках мамонта, - это кость-бивни.
Кстати, «сихиртя», переводится с ненецкого как «норы роящие», и, по преданию, из сопки, где они живут, обязательно торчит метка - бивень мамонта.
Так может быть легендарные сихиртя, а вернее реальные протокоми, занимались добычей и продажей мамонтовой кости? В средние века в Европе мамонтовая кость ценилась очень высоко. Во-первых, за очень хорошие поделочные качества, во-вторых, за приписываемые ей уникальные лечебные свойства. В Европе бивни мамонта выдавались за рог мифологического зверя - единорога. Считалось, что лекарства из него - панацея от всех болезней. А на Севере кость мамонта в оптимум была недорогой - берега оттаяли, и это все торчало на поверхности.
Сейчас мы наблюдаем такое же в Якутии - там тоже берега естественным образом оттаяли, и добыча кости мамонта стала выгодным промыслом. Кстати, на поселении бухта Находка были найдены деревянные модели орудий киркообразного типа. Ничего более удобного для рытья «нор» в поисках бивней и придумать нельзя.
«Есть на юге Ямало-Ненецкого округа, на берегу Оби, село Шурышкары, - рассказывает Сергей Туров. В документах XVI в. «Сускар или Роговой городок». А рог - это и есть бивень мамонта. Так он назывался «пороз-рог». Пороз - бык. Мамонт в представлении коми - земляной бык. Стоял городок на высоком берегу Оби «Белая гора». Скорее всего, в этой горе и добывали проз-рог. Кроме того, Шурышкарский городок находился на древнем пути из Коми края на Обь. Значит, чем торговали? Именно бивнем мамонта. Но вот наступило похолодание. И наступило оно достаточно быстро. В одном из преданий о сихиртя описана эта катастрофа. Земля внезапно перевернулась и чумы сихиртя ушли под землю вместе с людьми. Перевернутая земля, скорее всего, означает резко поднявшийся уровень вечной мерзлоты. Здесь уже никакой киркой орудовать было невозможно. Не стало мамонтовой кости, не осталось причин у протокоми оставаться на Нижней Оби (пушнины хватало и в Северном Приуралье). А их заброшенные поселения заселили фантастические сихиртя, в образе которых причудливо переплелись воспоминания о богатых и предприимчивых соседях – протокоми - и бытующие повсеместно предания о древнем низкорослом подземном народе, как правило, заселяющем любые непонятные древние городища и пещеры («чудь» на Русском Севере, «дивьи люди» на Урале, «гномы» в Европе и т.п.). Как писал в свое время Н. Рерих: «Когда вы соберете все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед вами полная картина великих миграций?».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть