VI съезд Росприродсоюза - состоялся!

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

председателя Западно-Сибирской территориальной организации Кравчука Г.П.

 на VI съезде Росприродсоюза

 

Уважаемые делегаты и гости съезда!

От имени делегатов Западно-Сибирской территориальной организации приветствую Вас,  желаю плодотворной работы и выработки таких решений, которые позволили бы Росприродсоюзу более эффективно и реально защищать интересы наёмного работника - члена профсоюза!

 

Выступает председатель ЗапСибТОР Кравчук Григорий ПрокофьевичКак член Центрального комитета и заместитель председателя ЦК, я возглавлял оргмассовую комиссию и частично занимался информационной работой.

В докладе уже освещена работа ЦК в этом направлении. Хочу немного дополнить и внести некоторые предложения.

Состав нашей комиссии, как и других – нестабилен. Тем не менее, комиссия совместно с аппаратом ЦК выработала проектные варианты 16 Положений, 4 Инструкций и 1 Концепции. Поверьте, это огромная и трудозатратная работа. По сути дела создана нормативная база отраслевого Профсоюза. Все документы поэтапно утверждены Пленумами ЦК, в некоторые уже пришлось вносить дополнения. И все эти документы направлены в профсоюзные организации.

Комиссией разработан и был утвержден Президиумом ЦК учебный план подготовки и переподготовки  профсоюзного актива, вносились предложения по структуре в целом Росприродсоюза. По нашей инициативе на Президиумы стали выносится отчеты руководителей организаций по вопросам мотивации профчленства и т.д.

Что касается информационной работы, прежде всего в onlin, то лет 5 назад, когда регистрировался и создавался веб-сайт, мы, с Николаем Корнеевичем, планировали, что для каждой территориальной организации будет создана своя страничка с открытым исходником, чтобы комитеты самостоятельно набивали свою информацию, а главная новостная страница отображала бы  события на федеральном уровне. Что с этого получилось, вы видите сами… Из-за отсутствия вашей информации невозможно отображать нормально даже главную страницу. Пленум ЦК уже обсуждал вопрос информационной политики. Вроде бы сначала были подвижки, но последние месяцев восемь, когда шла отчетно-выборная кампания и, казалось бы, должен быть информационный бум, у нас, извините, полная мертвечина.

 

По высказанным проблемам я предлагаю следующее:

1. Комиссии необходимо создавать по направлениям работы профсоюза не только из членов ЦК, но включать в их состав и профактив. Члены комиссии для оперативности обмена информацией, встреч и совместной работы над документами должны располагаться в одном-двух рядом находящихся федеральных округах.

2. На ближайшем заседании Президиума ЦК необходимо утвердить представителей ЦК Профсоюза в федеральных округах, по типу секретарей ФНПР. Это даст возможность участвовать в работе Общественных советов при Полномочных представителях Президента и оперативно доносить наши требования к власти по различным направлениям.

3. На очередном заседании Президиума ЦК ещё раз вернуться к вопросам информационной политики.

 

Крайне сложная экономическая ситуация в целом по предприятиям природноресурсного комплекса России, как указано в докладе, полностью соответствует ситуации и в Тюменской, казалось бы, благополучной области. Области доноре.

Несмотря на ввод в эксплуатацию месторождений  на юге Тюменской области, в целом по области добыча углеводородного сырья падает. Прирост запасов, начиная ещё с далёкого 1992 года, также опущен ниже плинтуса. Мы стабильно проедаем запасы, разведанные геологами в 70-80-е годы.

Падение добычи углеводородов, когда государство «сидит» на нефтяной игле, чревато серьезными последствиями для пополнения бюджета, да и для работы сотней тысяч наёмных рабочих смежных предприятий.

Благодаря «умному» руководству федерального центра в прошлом году работники нашего Западно-Сибирского АГП, кстати одного из лучших предприятий России, не получали вообще заработную плату по 2-3 месяца, а если выплаты и производились, то в крайне мизерных размерах (по 2-3 тыс. в месяц). С людьми рассчитались только в 4-м квартале.

Как уже сказано в докладе, в прошедшие 5 лет  государство продолжало, и весьма успешно, наступление на социальные права и гарантии населения. Достаточно сказать лишь о чехарде с пресловутым МРОТ (минимальная заработная плата), когда «минималка» по Закону одинакова, что для Сочи, что для Крайнего Севера. Разъяснение ФНПР по этому вопросу является лишь разъяснением, а не обязательной нормой для работодателя. И некоторые профобъединения субъектов РФ заняли в этом плане соглашательскую политику. Например, в Региональном соглашении о МРОТ в Ямало-Ненецком автономном округе (подписано 3-мя сторонами) в п.1.4 прямо указано, что «…минимальная заработная плата включает в себя тарифную ставку (оклад) работника с учетом районного коэффициента и в полном размере заработанной процентной надбавки, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат…». Госдума РФ также снизила защитные статьи ТК РФ и Закона о профсоюзах для не освобождённых профсоюзных активистов и т.д.

В прошлом году, в результате очередной реформы, провалено летнее детское оздоровление. Практически государство сняло со своих плеч заботу о детях, а субъекты Федерации, получив ещё одну нагрузку на свой бюджет, не в полной мере справились с этой задачей. В связи с этим, отдельные предприятия не приобрели ни единой детской оздоровительной путёвки.

Все проблемы, которые относятся к непосредственному решению на уровне профкома, теркома мы достаточно подробно обсудили на нашей отчетно-выборной конференции 25 ноября прошлого года, а Президиум теркома 02 марта 2011 года разработал и утвердил детальный план мероприятий по выполнению постановления Конференции и предложений, внесенных членами профсоюза в ходе отчетно-выборной кампании 2010 года.

На прошедшей у нас Конференции было отмечено, что в Западно-Сибирской территориальной организации за прошедшие 5 лет создано 16 новых первичных организаций. Некоторые из них распались по причине ликвидации предприятий, но в целом, используя ст.6 Устава Профсоюза, мы принимаем в Профсоюз работников различных отраслей, если в том муниципальном образовании вообще отсутствуют профсоюзы. Это дало нам возможность практически сохранить численность территориальной организации. В планах теркома на новый отчетный период значительно расширить эту работу.

Есть улучшения в колдоговорной работе.. Но здесь нас тревожит другое. Например, коллективный договор ОАО «Уренгойнефтегазгеология» в соревновании по Тюменской области 3 года назад занял 1 место (среди акционерных обществ). Но в последние полтора года в этом предприятии стабильно задерживается на 2-3 месяца заработная плата, а профсоюзные взносы перечисляются с задержкой в 6-7 месяцев.

В территориальной организации много делается для доведения любой информации о деятельности ФНПР, ЦК Профсоюза, теркома, облсовпрофа до рядовых членов профсоюза. Для этого используются различные формы, в т.ч. и в режиме online. По счетчику сайта, видно, что его посещают ежедневно 10-15 человек с новых IP-адресов и 25-30 постоянных посетителей. Это немного, но популяризировать Профсоюз, его действия нужно любыми способами.  Мы приняли амбициозное решение, чтобы в новом отчетном периоде, документы теркома передавать в профкомы только в электронном виде, а также проводить различного рода совещания в режиме online.

 

Я хочу ещё остановится на некоторых вопросах, которые должны решаться на федеральном уровне.

 

По геологии.

Мы твердо уверены, и полностью поддерживаем позицию ЦК, что без государственной поддержки, геология нормально функционировать не сможет. Об этом четко изложено в Обращении нашей Конференции к Президенту РФ Медведеву Д.А. К Обращению приложены выкладки ученых, специалистов и практиков в области геологии. И что вы думаете? Это кому-то в этой стране интересно? Какой-то клерк из отдела писем за Президента принимает решение и переправляет в МПР РФ. Но МПР РФ, в силу своих функций не решит эту проблему. Это во-первых. А во-вторых МПР носится со своей Стратегией до 2030г., которая, кто её внимательно прочитал, вообще-то всех проблем не решает. И вообще, скоро выборы в Госдуму, президентские выборы, а к 2030 году, как в той пословице: либо ишак сдохнет, либо…Были уже стратегии краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и т.д. И где они? С приходом нового руководителя, все старое летит в корзинку. А геологические предприятия загибаются сегодня. Надежда на то, Газпром, Лукойл и т.п. будут вкладывать солидные инвестиции в геологоразведку – это fata morgana. Нужны законодательно установленные отчисления на воспроизводство МСБ, как это было до 01.01.2002г. Напомню делегатам съезда, что ставки ВМСБ, были установлены благодаря мощному совместному давлению Профсоюза геологов и руководителей предприятий.  

Также надежда на добычу на шельфе в Западной Сибири – так там конь не валялся. Предприятия, которым можно было поручить вести геологоразведку на шельфе, это Ямалгеология и Заполяргеология, ликвидированы ещё в пору первой приватизации (лет пятнадцать назад), а приобретенные плавучие буровые станки уплыли в неизвестном направлении. Благо, там тысячи тонн металла.   Кстати, при подготовке Стратегии использованы не совсем точные цифры прироста запасов. В МПР додумались восстановить запасы из давно ликвидированных скважин. Всё, что я сказал выше, взято мною из статей по обсуждению Стратегии, опубликованных в прекрасном журнале «Нефтегазовая вертикаль».

Я поддерживаю проект Обращения от имени съезда по решению геологических проблем.

Значительные надежды  по рабочим местам, достойной заработной плате и т.д. возлагались на мегапроект «Урал промышленный-Урал полярный». Мы даже в Лабытнангах с Борисом Ивановичем Сысоевым в Уральском ГГП пытались возродить профорганизацию, но при более глубоком знакомстве с воплощением в жизнь мегапроекта – это желание у нас пропало. И хотя Борис Грызлов неоднократно заявлял, что Урал промышленный – Урал полярный находится под патронажем «Единой России», такого броска мы не видим. Наши мечты, что там будет работа на несколько лет для геодезистов, геологов, геофизиков – пока остаются мечтами. Суммы, выделяемые МПР геологам под этот проект, смехотворные.

 

По  судебной власти

1  сентября районный суд в г.Ханты-Мансийске (рассматривался спор между предприятием и Рострудиспекцией) принимает решение, то т.к. Рострудинспекция не доказала наличие профсоюзной организации в ОАО «Хантымансийскгеофизика», то её не существует. Меня, прибывшего в судебное заседание по приглашению Рострудинспекции с полным пакетом нотариально заверенных документов, судья, по предложению представителя предприятия, просто выставил из зала суда. Суд длился минут 10-12, решение принято не в нашу пользу. Кассация подтвердила решение районного суда. Терком вступил в спор, на основании ГПК, с надзорной инстанции. Определением суда надзорной инстанции в Ханты-Мансийске решено поддержать районный суд. Аналогично в Верховном суде. Из Страсбурга пришёл ответ, что мною не полностью использовано национальное законодательство. Европа сейчас так стандартно отвечает, чтобы ничего не решать.

Я мог бы привести ещё массу примеров, но вывод один - суды чаще всего принимают антипрофсоюзные решения. Это и Определение Конституционного суда по ограничению прав не освобожденных профсоюзных работников, и Решение Верховного Суда по МРОТ и т.д.

Значит нужно всеми возможными способами (акции протеста, сбор подписей и т.п.) создавать мощное отрицательное общественное мнение населения в отношении судов. А то надо-же, какой-то «Лотос» обращается в Конституционный Суд и уже профактив можно с работы увольнять, как последних изгоев.

 

По законодательной власти

Восхвалённые Трудовой кодекс и Закон о профсоюзах постепенно выхолащивается. Я уже приводил некоторые примеры. На основании этих законов, как профсоюзные работники, так и первичные профорганизации реально не защищены. Мне понадобилось 4 месяца, чтобы в суде доказать право теркома, как вышестоящего профсоюзного органа, защищать права первички – не юридического лица. Благо, теперь для Тюменской области появилось прецедентное решение. Но неточности, расплывчатые выражения в законах, не дают четко формулировать свои иски. Например, по выделению помещения профкому. Мы в суде доказали, что его нужно выделять. Предприятие во исполнение решения суда арендовало комнату для профкома, но не на территории предприятия, а на окраине города, в каких-то складских помещениях. И по закону все правильно. И таких пробелов масса. Скажем, организовать коллективный спор в России почти невозможно. По гражданскому законодательству, по МОТовским рекомендациям договор распространяется на лиц, заключивших договор. А мы, профсоюзники, глотки грызём, чтобы подписать нормальный колдоговор, а не члены профсоюза только ходят и ухмыляются.  А почему не узаконить плату профкому за оказание услуг? Или распространить его только на членов профсоюза. Сколько об этом можно талдычить?

Наша территориальная организация, да наверное не только наша,  неоднократно обращалась к ФНПР с предложением создать группу из числа опытных профсоюзных работников, юристов из регионов,  составить перечень этих пробелов в трудовом и профсоюзном законодательстве и конкретно работать по ним. Может этот перечень и есть, может по нему работает ФНПР, но нам это не известно. Ни на одно письмо ФНПР не ответило. Исполнительная власть хоть отписывается, а здесь, как горохом по стенке.

И еще к ФНПР. Мы два раза в год наступаем. Я имею ввиду профсоюзные акции профсоюзов.1 Мая и 7 октября. Сейчас разосланы предложения ФНПР по первомайским лозунгам. Их около 30 штук. Как в своё время были призывы ЦК КПСС. И кому это нужно. Предлагается впредь проводить общероссийские акции профсоюзов по 1-2 глобальных проблемах и добиваться их решений.  Ведь за МРОТ так дело до конца и не довели. Скоро примут Закон о заёмном труде, увеличат пенсионный возраст. Без ведома профсоюзов увеличили отчисления во внебюджетные фонды. Теперь, чтобы сохранить размер ФОТа, работодатели урезают зарплату. Чего добились?

 

И последнее. По отраслевым Соглашениям.

Соглашение с Роснедра – это хорошо. Но нужно идти дальше. У нас и Профсоюз и МПР РФ многопрофильные структуры. Сейчас создаются первички в Росприроднадзоре, Росводресурсах и др.ведоствах Министерства. Что же с каждым Агенством заключать Соглашения. А почему бы не заключить единое базовое Соглашение с МПР РФ? Полагаю, что Президиуму ЦК, Комиссии по заключению соглашений в будущем проработать и этот вопрос.

 

Считаю, что работу Центрального Комитета и Контрольно-Ревизионной комиссии можно оценить на удовлетворительно, а также отчет КРК – утвердить.

 

Спасибо за внимание.