В сплоченности профсоюзных организаций - сила профсоюза 

 

Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие (ФГУП ЗапСибАГП)

 

А.О. Беренгаров, Генеральный директор ЗапсибАГП,

заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации
 

Предприятие создано в соответствии с приказом Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР от 30.12.80 г. № 595, с целью наиболее полного обеспечения Тюменской области аэрофотосъемочными, геодезическими, топографическими и картографическими данными. Предприятие было создано на базе экспедиций № 161, 165, 167. Его первым директором был А.А. Шляхов - талантливый организатор, бывший полевик с большим опытом работы в Тюменском регионе. Его дело продолжают в настоящее время жена В.К. Шляхова и дети. В.К. Шляхова - единственная женщина в системе Роскартографии, которая возглавляет в сложнейшем регионе страны Тюменскую инспекцию государственного геодезического надзора.
   ЗапсибАГП завершило работы по созданию Государственной геодезической сети и картографированию территории Тюменской области в масштабе 1:25 000, отдельных районов в масштабе 1:10 000.
Неоценимый вклад в создание Государственной геодезической сети и картографированию необъятных просторов Тюменской области внесли В.И. Леваков - награжден орденом Ленина, В.В. Морозов, М.Г. Шакиров, П.Н. Коркин, В.В. Платунова, Л.В. Кузин, Е.С. Перфильев, П.Н. Куминов, И.М. Карпенко, В.С. Плохотников, М.В. Олиярник, Р.Д. Дмитриева, А.А. Гневышева, Н.И. Голев. Всех инженерно-технических работников, посвятивших свою жизнь созданию геодезической основы и государственному картографированию Тюменского региона в масштабе 1:25 000, преданных своей трудной, романтической профессии, назвать поименно просто невозможно. Необходимо отдать всем геодезистам, топографам и картографам глубокую искреннюю дань уважения за их героический труд.
    В настоящее время, в условиях рыночной экономики, ЗапСибАГП выполняет топографо-геодезические работы по обновлению топографических карт масштабного ряда 1:25 000 - 1:200 000, финансируемые из госбюджета.
Значительные объемы, предприятие осуществляет за счет средств заказчика, - это договорные работы. Объем договорных работ составляет 90 % от сметной стоимости всех топографо-геодезических работ.
По Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Тюмени были выполнены следующие топографо-геодезические работы для целей земельной реформы: инвентаризация земельных наделов как частного сектора, так и муниципальных образований, создание топографической основы земельного кадастра в электронном виде. Предприятие осуществляет комплекс работ по созданию цифровых топографических карт масштаба 1:25 000 для нефтяников и газовиков с нанесением специфической нагрузки (геология, границы земельных отводов, требования Госгортехнадзора) - так называемые горные отводы, а также топографическую съемку 1:500 кустов - компрессорных насосных станций (КНС) и насосных станций (ДНС). Вся продукция выдается заказчику в электронном виде.
В предприятии создано 70 рабочих мест по составлению цифровых топографических карт и планов. Всего трудится 62 полевые бригады.
    Золотым фондом ФГУП “ЗапсибАГП”, безусловно, являются кадры. Инженерно-технических работников в возрасте 25-40 лет- 110, 40-50 лет - 112, 50-60 лет - 48, свыше 60 лет - 16 человек. Сплав молодости, задора и опыта. Самая молодая - экспедиция № 161. Это стабильное структурное подразделение ЗапсибАГП, выполняющее самые большие объемы топографо-геодезических работ.
Экспедиция № 161. Начальник экспедиции В.Т. Гринин в 1997 году окончил Сибирскую государственную геодезическую академию, имеет почетное звание “Заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации”. Работает в предприятии 29 лет. Главный инженер В.И. Адешин окончил НИИГАиК в 1986 году. В.Т. Гринин и В.И. Адешин своим трудом, опытом, знаниями служат примером для молодежи, они - наставники молодых специалистов.
И.Н. Осипов имеет звание “Почетный геодезист” - выпускник Московского топографического техникума, заочно окончил Рудненский индустриальный институт по специальности “прикладная геодезия”, работает в должности инспектора ОТК.
Старший редактор Г.В. Хорошавина окончила НИИГАиК в 1967 году. Подготовила и воспитала не одно поколение стереотопографов, имеет звание “Почетный геодезист”. После окончания НИИГАиКа в экспедицию прибыли инженеры А.В. Андрющенко и Н.А. Андрющенко, молодая семейная пара. В настоящее время они освоили все процессы топографо-геодезических работ, новые технологии, в том числе технологию создания ЦТК. А. В. Андрющенко работает технологом, а Н.В. Андрющенко возглавила бригаду по цифрованию топографических карт и планов. Она продолжает семейную традицию династии Миркиных. Ее отец В.А. Миркин - главный инженер предприятия “Уралмаркшейдерия”.
Экспедиция № 167. Возглавляет ее И.И. Эдель, работающий в ЗапсибАГП уже 30 лет. В экспедиции постоянно внедряется новая техника и технология топографо-геодезических работ (12 - электронных тахеометров, ПЭВМ типа РегШит-28, 17 рабочих мест по составлению электронных карт).
   Главный инженер экспедиции В.Ю. Тен окончил в 1996 году Сибирскую государственную геодезическую академию и был направлен в экспедицию № 161, где работал бригадиром группы по созданию электронных карт. Именно он организовал и внедрил цифровое картографирование в экспедиции. В 2001 году назначен главным инженером экспедиции № 167.
В 1979 году после окончания Томского топографического техникума в экспедицию прибыл молодой специалист Н.И. Долдин. С 1979 по 1982 г.г. был техником-топографом на полевых топографических работах, затем стал начальником партии.
Цех камеральных работ (ЦКР). В состав ЦКР входит метрологическая служба предприятия и полевая партия. Начальник ЦКР - Н.И. Богатырь окончил в 1962 году Киевский топографический техникум. Работал техником-топографом экспедиции № 165, затем инженером-механиком по универсальным стереоприборам. В 1990 г. Н.И. Богатырь принял ЦКР в стадии его становления и развития. Сейчас это высокорентабельное производство. Много внимания уделяется здесь внедрению как современных приборов и инструментов, так и новых производственных технологий.  В цехе работают замечательные мастера. Н.Г. Бобринева в 1972 г. после окончания Томского топографического техникума ее направили в экспедицию № 165 на полевые работы. Освоила планово-высотную подготовку и дешифрирование аэроснимков при создании топографических карт масштаба 1:25 000 и топографических планов более крупного масштаба. В межполевой период выполняла стереотопосъемку на универсальных приборах в масштабе 1:25 000 - 1:5000. В настоящее время работает инспектором ОТК в ЦКР. Передает свой опыт и знания молодым работникам.
Полевую партию при ЦКР возглавляет старейший работник топографо-геодезического производства П.Д. Барыкин, отдавший отрасли 47 лет. Толковый организатор полевого производства, он проявляет максимум заботы об исполнителях: организовано нормальное питание, отлажен полевой быт работников партии, безаварийно работает автотранспорт. За 25 лет работы начальником партии, в ней не было ни одного несчастного случая.
  Нельзя не сказать несколько слов о старейшем работнике ЗапсибАГП - заместителе директора по экономическим вопросам И.М. Карпенко. В 1986 г. И.М. Карпенко был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1999 году ему было присвоено почетное звание “Заслуженный работник геодезии и картографии Российской Федерации”.
Осенью 1999 года предприятие приступило к строительству пристройки производственно-лабораторного корпуса (ПЛК).
Несмотря на то, что предприятие работает в сложнейших условиях Тюменского региона, оно успешно решает поставленные перед ним задачи.
Вестник геодезии и картографии № 11 (ноябрь 2002 г.)

 

В составе территориальной профсоюзной организации ЗапСибАГП 4 первичных организации, которые возглавляют неосвобожденные председатели:
- экспедиция №165 - Доронина Нелли Александровна, инженер-картограф;
- экспедиция № 167 - Григорьева Марина Викторовна, инженер-картограф;
- аппарат ЗапСибАГП - Токмаков Александр Дмитриевич.
Профсоюзную организацию ЗапСибАГП в различные годы возглавляли А.Ф.Шпет, А.П.Христолюбов, Т.И.Адешина, Ю.И.Будченко.

 

Шпет Анатолий Филиппович

Анатолий Филиппович родился 14 октября 1948 года в с. Ново-Березовка, Татарского района Новосибирской области.
В 1968 году окончил Новосибирский топографический техникум по специальности техник-геодезист.

После окончания учебы работал в экспедиции № 161. С сентября 1973 по сентябрь 1975 года находился в загранкомандировке в Сомалийской Демократической республике. С марта 1977 года Анатолий Филиппович - заместитель главного инженера экспедиции №167. С февраля 1981 года заместитель главного инженера ЗапсибСибАГП.
  С 1984 по 1989 год председатель профсоюзного комитета ЗапсибСибАГП.
  В 1986 году А.Ф.Шпет окончил Новосибирский институт инженеров геодезии аэрофотосъемки и картографии по специальности инженерная геодезия.
  С 1990 по апрель 1997 года работал начальником Тюменского геодезического центра ЗапСибАГП.
С апреля 1997 года начальник отдела земельного комитета администрации г. Тюмени.
В 2000 году окончил Сибирскую геодезическую академию по специальности городской кадастр.
С января 2001 года начальник отдела департамента имущественных отношений Тюменской области.

Александр Дмитриевич Токмаков

Родился 1 февраля 1941 г. в с. Россошь Репьевского района Воронежской обл. После окончания 10 классов в 1959 году поступил рабочим на кирпичный завод. В 1961 году поступил учится на двухгодичные курсы - геодезистом в Свердловское аэрогеодезическое предприятие №9. В 1963 после учебы Александру Дмитриевичу присвоена квалификация мл. техник-геодезист и он направлен на работу в Тюмень, в отряд №4, Свердловский АГП (в настоящее время экспедиция №161).
С 1963 по 1988 г.г. работал техником, начальником комплексной геодезической партии в Ямало-Ненецком округе Тюменской области. В 1987 году закончил заочно Рудненский индустриальный институт по специальности прикладная геология - инженер-геодезист. В 1989 г. перешел работать в аппарат предприятия, в плановый отдел на аэрофотосъемочные работы. В 1991 году - начальник материально-технического снабжения и автотранспорта. В 1995 году - зам. главного инженера по ОТ и ТБ в предприятии неосвобожденный председатель профкома аппарата и служб АГП, а с 1999 года избирается председателем профкома предприятия.
Александр Дмитриевич Токмаков имеет награды: “Отличник геодезии и картографии”, “Почетный геодезист” - один из первых в предприятии, орден “Знак Почета”, медаль “За освоение Севера”, почетные грамоты ГУГК.


Профессионально-техническое училище №7

 

В октябре 2002 года Тюменскому профессиональному училищу № 7 исполнилось 50 лет.
Все эти годы училище, которое в народе принято называть просто «семеркой», готовило высококвалифицированные кадры для одной из самых сложных отраслей промышленности геологии. Не случайно «семерка» считается счастливой цифрой. Тысячи выпускников с дипломами училища успешно трудятся во всех уголках нашей огромной области и далеко за ее пределами. Но нет пределов мастерству, знаниям и опыту, которые позволили многим из них стать золотым фондом своих трудовых коллективов, а значит и настоящей гордостью училища. Высокими государственными наградами, почетными званиями отмечен их существенный вклад в развитие и становление крупнейшей топливно-энергетической базы страны.
Они всегда были первыми. И благодаря их труду появились в тайге и тундре города и поселки, промыслы, заводы, другие предприятия нефтегазового комплекса. И в нынешнее непростое время есть у великолепной «семерки» все шансы, чтобы выстоять и победить, чтобы еще долгие годы отсюда выходили в большую жизнь умелые парни и девчата, которым не страшны никакие трудности.

 

ЗА 50 ЛЕТ УЧИЛИЩЕ ПОДГОТОВИЛО БОЛЕЕ 25 ТЫСЯЧ ВЫПУСКНИКОВ
       Именно столько специалистов подготовила «семерка» за годы своего существования для Тюменского нефтегазового комплекса. Есть на что оглянуться и что вспомнить. Из стен училища вышли такие известные геологи, как Виктор Михайлович Пархомович, Николай Дмитриевич Глебов и многие многие другие.
Училище остается в своей основе геологическим, однако расширило свой профиль. Оно готовит бурильщиков эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ, электромехаников по обслуживанию оборудования. Учатся будущие помбуры, вышкомонтажники, сварщики, телерадиомеханики, повара, кондитеры.
Расширению профиля училища способствовало его объединение с 61-м кулинарным училищем.
Сегодня здесь учится более 700 человек. Имея мощный потенциал и солидную базу, училище делает все возможное для подготовки своих подопечных.

Зобнина Людмила Николаевна

Родилась в 1961 году в селе Окуневка Омутинского района Тюменской области. В 1980 году окончила Тюменский кооперативный техникум. С августа 1985 года работает в Централизованной бухгалтерии №10 при СПТУ-7 (геологов) бухгалтером-ревизором. С марта 1987 года по 09.1994 года работает освобожденным председателем ученического профкома, а в сентябре 1994 года переходит на хозяйственную работу (мастер, зам. директора по учебно-воспитательной работе), одновременно продолжая исполнять обязанности неосвобожденного председателя профкома.

Объединенная ремонтно-эксплутационная база флота (ОРЭБ флота)

Парфенов Владимир Михайлович


Родился 10 декабря 1933 года в г. Старо-Константинове Хмельницкой области.
В 1949 году, после окончания школы, поступил в Пермское речное училище, которое окончил в 1953 году. Трудовая биография Владимира Михайловича началась с работы в Камском речном пароходстве в г. Перми, где он проработал до 1966 года в различных должностях от матроса до капитана.
В 1966 году переводом поступил на работу в г. Салехард на должность капитана судна, затем работал начальником цеха в Ямало-Ненецкой РЭБ флота до 1978 года. В дальнейшем был переведен в г.Ханты-Мансийск, в Ляминскую РЭБ флота начальником дока. В 1980 году был избран председателем профкома.
В 1984 году избран председателем профкома ОРЭБ флота г. Тюмени, где проработал в этой должности до 1993 года.

 

Правильным курсом

Когда за плечами почти 60 лет трудной и хлопотной жизни, человеку есть что вспомнить. А у Владимира Михайловича Парфенова почти вся жизнь была связана с рекой, с флотом. И как выдается тихая минутка, даже зимой возьмет да завернет к замерзшей реке, к впаянным в лед судам-работягам. Смотрит на них, и перед глазами проплывает беспокойная флотская судьба.
 Сюда, в тюменские края, Парфенов приехал с Камы двадцать пять лет назад. Работал в Ханты-Мансийске капитаном-наставником и начальником цеха Ляминской РЭБ. Потом речники избрали его председателем профкома Ляминской РЭБ, а в 1985 году доверили возглавить профком объединенной РЭБ
Тюменьгеологии.
Чем же берет, чем завоевывает авторитет у своих товарищей Владимир Михайлович? Наверное, подкупает его спокойствие, уравновешенность.
  Его спокойствие от знания идет, объясняет генеральный директор Тюменьгеофлота Д. В. Горбунов. Он хорошо знает людей, производство. Ему легко оценить ситуацию, принять нужное решение.
Но не надо думать, что отношения у главы предприятия и профсоюзного лидера безоблачны.
   Сейчас Геолфлот взялся за весьма трудно пробиваемое дело - приватизацию и акционирование своего предприятия. И здесь оба руководителя бьют в одну точку. Похвально, что и коллектив един в этом деле и хочет быть хозяином, а не наемным работником.
Ю. БУБНОВ, “Тюменский геолог”, 18.12.1993 г.
 

  Профком объединенной РЭБ флота Главтюменьгеологии первоначально образовался из коллектива Тюменского цеха технической эксплуатации флота в 1958 году. Первым председателем профкома был избран Хищников Григорий Андреевич. Росли разведочные объемы работ геологов и геофизиков «Главтюменьгеологии» в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В указанных районах строились геологическое поселки. Для выполнения поставленной задачи потребовалась переброска большого количества грузов и оборудования. Для этой цели было решено использовать водные артерии Тюменской области.
   В 1966 году создаются новые предприятия речников в Салехарде - Ямало-Ненецкая РЭБ, в Тюмени - ОРЭБ флота. Цеха технической эксплуатации: Тазовская ЦТЭ, Тарко-Салинская ЦТЭ, Уренгойская ЦТЭ, Мегионский ЦТЭ, Ляминский ЦТЭ, Сургутский ЦТЭ, Тюменский ЦТЭ в которых находилось около 500 единиц самоходного и несамоходного флота, 14 плавучих кранов, общая численность плавсостава и береговых работников составила 2500 человек. Вся эта структура подчинялась ОРЭБ флота, который входил в состав «Главтюменьгеологии».
На каждом предприятии был создан профсоюзный комитет, который входил в состав ОРЭБ флота, председателем которого в этот период был Митяшин Иван Ильич. Профком ОРЭБ флота входил в состав теркома профсоюза «Главтюменьгеологии».
   В каждом профсоюзном комитете из активных членов профсоюза избирались комиссии по охране безопасности труда, культурно-массовая и спортивная, организация соревнований между коллективами, жилищно-бытовая. Каждая комиссия составляла план своей работы на год, который утверждался на заседании профкома и вывешивался на специальном стенде информации о работе профсоюза.
С помощью комиссий готовился проект коллективного договора на каждый год между администрацией и коллективами предприятий, который принималися на общем собрании. Основными пунктами коллективного договора были защита интересов трудящихся, организация соревнования, соблюдение охраны труда и техники безопасности, оздоровление работников плавсостава в межнавигационный период, оздоровление и досуг детей работников в период школьных каникул.
Для более полного включения вопросов в колдоговор участие принимал весь коллектив, подавая свои предложения через комитеты или непосредственно профкомы. Комитет профсоюза вел постоянный контроль за своевременным выполнением принятых в колдоговоре пунктов. Итоги выполнения колдоговора обсуждались на заседании профкома практически ежеквартально. Все конфликтные вопросы, возникавшие на предприятии между работниками и администрацией внимательно изучались с привлечением специалистов, а в необходимых случаях вышестоящего профкома и администрации. Специалисты профкома выезжали на места для защиты интересов трудящихся.
В вопросах выполнения плана предприятий у профсоюзного комитета и администрации была одна цель: правильно организовать работу коллектива, обеспечить их необходимыми средствами и материалами.
Организовать соревнования между цехами, экипажами судов и ремонтными бригадами доведя до каждого четкие задания и сроки их выполнения, для этой цели в каждом профкоме имелись специальные бланки обязательств, которые принимались по пунктам, обсуждались коллективом или экипажами судов с указаниями кого вызывает на соревнование. Итоги соревнования подводились поквартально. Победители награждались переходящими знаменами, вымпелами, а также денежными премиями. Через специальные стенды регулярно вывешивалась информация о ходе соревнования и ход его выполнения обсуждался на заседаниях профкома. В коллективах, не сумевших выполнить планового задания или принятых обязательств проводилась проверка для выявления причин и недостатков в работе.
На каждом предприятии по договоренности с администрацией выделялись помещения под комнату отдыха, где за счет средств профкомов приобретались книги, спортинвентарь, телевизоры, настольные игры и по мере возможности музыкальные инструменты. Организовывалась художественная самодеятельность, спортивные соревнования по шахматам, шашкам. В зимний период проводились лыжные соревнования и соревнования по рыбной ловле. Победители всегда поощрялись ценным подарком. В летне-осенний период организовывались коллективные выезды на природу за ягодами и грибами.
Для работников предприятий и их семей терком профсоюза выделял путевки в санатории, которые распределялись на местах профкомами. (Воспоминания В.М.Парфенова).
 

Управление автомобильного транспорта (УАТ)

Никитин Анатолий Павлович

Родился 8 октября 1936 г. в селе Тимохино Пышминского района Свердловской области. В 1960 году окончил Свердловский сельскохозяйственный институт. С сентября 1960 по август 1965 года - инженер-механик Тимохинской машино-механизированной станции. С августа 1965 по январь 1966 года инженер по механизации Свердловского облсельхозуправления. С августа 1967 года главный инженер ОПХ “Пышминское”. С сентября 1967 по август 1976 года главный инженер колхоза имени Буденого. С сентября 1976 по март 1977 года главный инженер Тюменской транспортной конторы Главтюменьгеологии. С сентября 1980 по март 1984 года зам. начальника Тюменского автохозяйства управления автомобильного транспорта Главтюменьгеологии, начальник производственно-технического отдела УАТ. С января 1984 года заместитель председателя профкома УАТ, с марта 1990 по июнь 1992 года, до момента ликвидации профкома, председатель профсоюзного комитета арендного объединения “Тюменьгеолтранс” Госкомитета геологии и использования недр.
Анатолий Павлович награжден медалями: “За заслуги в разведке недр”, “За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири”, “Ветеран труда”.

 

Матвеев Геннадий Александрович.

 

  Правда, сначала знали только: Матвеев вон тот, под потолок, здоровяк, а на его «Урале», груженном графитом, мы и поедем на буровую. Фамилия ни о чем не говорила. Имена ведь становятся «говорящими» не сразу. Секретарь парткома Бочаров задумался: Сколько, спрашиваете, Матвеев у нас работает? Да уж порядком. Можно уточнить...На свет извлекается картотека. Бочаров удивленно смотрит на нас. Оказывается, год только. А вам казалось...
  Ну вот, чем не характеристика лаконичная и красноречивая?.. Так началось наше заочное знакомство.
Подсчитать бы хоть приблизительно: сколько раз усаживался он вот так на водительском сиденье, может быть, желал себе и своей машине хорошей дороги. Сколько раз за 30 лет, долгий водительский стаж!..
А какой разной была та дорога. Бросалось под колеса ровной лентой шоссе, топило эти колеса в жидком черноземе полей, отмывало до блеска травой. А теперь под ними - бесконечное снежное полотно. Молчаливое и однообразное. Но только на первый взгляд. А вглядеться оно живое. Дрожит на ветру тонкими прутиками карликовых берез. Оживает брызнувшей из-под колёс стайкой куропаток, машет вслед пушистым хвостом песца.
Матвеев не торопится продолжать знакомство, чутко предвидя впереди долгую задушевную беседу. Он молчит, как мудрый хозяин, дающий гостю «осмотреться» в своем доме.
  Впереди проложенная в тундре трасса. Судя по ее началу, на буровую мы попадем не скоро. Харасавэйская зима покапризничала вволю, притворяясь весной. Снег совсем рыхлый, так что «держать колею» практически невозможно.

Матвеев чутко следит за дорогой, разгадывает ее уловки, виртуозно избегает ее «сюрпризов»... Колея разъезжается под колесами, устраивая очередную западню. Матвеев скидывает телогрейку (жарко!) и молниеносно выворачивает руль, чтобы избежать снежного «капкана» Но четырехтонная машина почти не реагирует на это, надрывно воет, чихает.
Ладно, сходим в тундру, уступчиво, с притворной покорностью соглашается Матвеев. «Урал» тяжело пятится, отступает в непроходимую снеговую даль и вдруг, рявкнув, вырывается на дорогу.
Вот так! Матвеев оглушительно и торжествующе смеется.
Никакой колее не выбить из колеи человека, привыкшего относиться к любым препятствиям философски, всякий раз ощущая солоноватую радость их преодоления.
Человек по жизни идет, продвигается, - так мы говорим. А кто и когда придает ему ускорение?
Сейчас у Ген Саныча, его так все и называют, пятеро детей. Он сам в детстве пожил и под детдомовской крышей. Кто знает, может быть, как раз там закладывается в человеке тяга к настоящей самостоятельности, мечта о людском уважении. И вырастает потаенное желание уметь все-все. Чтобы никогда больше не ощутить беспомощности.
Ему страстно захотелось учиться. А жилось трудно. Пришлось пойти в подпаски. С четырьмя классами образования за спиной. Но мечта осталась мечтой. И он стал брать высоту за высотой. Свои личные маленькие и большие высоты. Ремесленное в Свердловске. ФЗО в Первоуральске. Первые ступени. Первая радость знаний. Начало растущей в нем рабочей гордости.
А затем - служба в армии, на Дальнем Востоке. Прямо из армии (гимнастерка да молодые, не страшащиеся работы руки - все богатство) поехал на Алтай, убирать большие алтайские урожаи. Там повстречал свою будущую жену. Сыграли свадьбу. Все это Матвеев вспоминает без умиления и назидательности, столь привычных «приправ» к воспоминаниям о молодости.
- У меня гимнастерка одна и была. Ну, думаю, хоть вычистить надо как следует, неловко, все же жених. Начал чистить бензином прожег. Тьфу ты, что делать? Невеста волнуется… Хорошо родственник один поворочал, да свою рубашку дал - женись.
Он теребит рыжеватую, в колечко, бороду, снова раскатисто смеется...
Пролетают часы изнурительно медленной езды по рыхлой, запорошенной колее. Глаза, уставшие от долгих белоснежных километров, еще издали замечают темное пятнышко. Подбаза. Короткий отдых, Матвеев с удовольствием пьет густой чай с домашним абрикосовым вареньем. Потом он ведет неспешный полушутливый полусерьезный разговор с гостеприимной хозяйкой подбазы, как положено, в благодарность за «хлеб-соль». Успевает еще и азартно погонять кием облупленные шары по зеленому бильярдному полю. И в дорогу!
Матвееву скоро пятьдесят. Удивительно бережно в скрупулезно держит он в памяти всех, с кем сталкивала жизнь, кто чему-то научил его, дал хотя бы маленькую крупицу знания.
На двоих с женой было у них 8 классов. Он сказал: решай, кто пойдет учиться дальше. Пойдешь ты, сказала жена, а я буду растить детей.
И он пошел. На курсы автомехаников. Затем в Томский автодорожный техникум...
Неожиданно рассказ прерывается. Долгая напряженная борьба с колеёй незаметно вымотала водителя, «Урал», неуклюже завалившись набок, утыкается носом в сугроб.
...Ночь со всех сторон облепляет машину плотной густой чернотой, подмигивает насмешливо крупными звездами. Идет второй час вынужденной остановки. Ветер становится злее, загоняет в кабину.
А Матвеев:
- Нет уж, вы грейтесь, а я еще раз попробую! - Лопату, в руки и вперед! Снег вылетает из-под лопаты. Рывок в кабину - а ну, попробуем! И снова из кабины в ледяной сугроб, и еще раз газануть как следует! И, наконец, тундра, словно покорившись чужому упорству выпускает машину из белых лап.
Только смирилась она временно, готовя уставшему шоферу еще одно испытание. Внезапно, «здесь, в Арктике, всегда так!» в свете фар начинает свиваться змейкой маленькая злая поземка. Она растет на глазах, превращаясь в бешеный хлещущий смерч. Валит снег. То и дело Матвееву приходится буквально нащупывать дорогу. Он выпрыгивает из кабины и, становясь похожим на космонавта, ступающего на незнакомую, потонувшую в космическом вихре планету, исчезает за плотной ревущей пеленой. Последние метры до буровой мы продвигаемся вслепую черепашьим шагом, с такой дикой качкой, что, кажется, вот-вот начнется морская болезнь.
Первопроходцы. Матвеев вытирает лоб и, по-прежнему, заразительно хохочет. В маленьком, тихом и теплом балке он кипятит для нас чай, потом валится на койку и мгновенно засыпает.
Ясное хрустящее утро.
Обратная дорога на базу веселее. За ночь подморозило, колеса уверенно нащупывают колею. Лихая езда развеселила водителя. Запел что-то шутливо-торжественно. И, наверное, чтобы не обижались на тундру за вчерашнее, кивнул за окошко:
 - На небо посмотрите. Видели где такой цвет? А весной здесь красота. Цветы здесь интересные. Маленькие, а яркие!..
Матвееву нравится простор. Может быть, поэтому и забрасывала его жизнь в такие места повидал и украинские степи, когда на сталелитейном заводе работал, и узбекские. И даже в афганских пустынях побывал. Туда его на три года отправляли работать механиком.
Можно было уже остановиться. Токарь-универсал, штукатур-маляр, молотобоец, плотник - это все он, Матвеев. Но, может быть, от такой собственной универсальности пришло желание «сцементировать» все это еще одним, каким-то главным званием. Геннадий Александрович окончил курсы при школе профсоюзного движения, потом университет марксизма-ленинизма.
…На следующий день, с раннего утра, Матвеев неузнаваемо изменившийся в костюме, сидит в развекоме экспедиции. На Харасавэе коммуниста Матвеева хорошо знают. Он заместитель председателя профкома экспедиции и секретарь партийной организации транспортного цеха. Именно ему доверили рабочие говорить от своего имени. И это, пожалуй, главная его высота.
...Сзади кто-то сигналит приветственно и мимо проносится «Урал» с шестеркой на борту. Это Матвеев. Снова в рейс.
В. НАУМОВА, “Тюменская правда”, 1985 г.
 

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]