Председателю Федерации
независимых
профсоюзов России
М.В. ШМАКОВУ
ОБРАЩЕНИЕ
XVII
отчетно-выборной конференции
Западно-Сибирской территориальной
организации Росприродсоюза по
совершенствованию трудового и
профсоюзного законодательства
Прошло восемь лет с
момента принятия Трудового Кодекса РФ и
14 лет с момента принятия Закона «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» (далее – Закон о
профсоюзах). За это время по обращениям
профсоюзов в ТК РФ было внесено
значительное количество изменений и
дополнений, способствующих регулированию
трудовых отношений.
Вместе с тем, остаётся
немало двоякого понимания статей
Трудового Кодекса, особенно в части
деятельности и осуществления профсоюзами
защитных функций, а в некоторые статьи
ТК РФ и Закон о профсоюзах внесены
изменения, ослабляющие защиту трудовых и
социальных прав членов профсоюза.
Например, во многих
статьях указано, что работников может
представлять представительный орган
работников или выборный орган первичной
профсоюзной организации. Но нет
положения о представительном органе в
самом Кодексе, как нет и отсылочной
нормы о порядке его создания. Однако
четко указано, что при наличии в
профсоюзе менее половины работников,
коллективный договор заключает
представительный орган. Но он возникает
ниоткуда и в любой момент уйдет в
никуда, а за свои действия, в отличие
от профсоюзов, ответственности не несёт.
Например, в ст. 123 ТК
РФ указано, что график отпусков должен
утверждаться с учетом мнения
профсоюзного органа. А как быть, если
членов профсоюза менее половины и есть
представительный орган? Одни юристы
приводят аналогию с представительным
органом работников, другие трактуют, что
закон обязывает работодателя запрашивать
мнение только у профсоюзного органа. И
таких примеров масса.
Трудовой Кодекс РФ
статьей 43 определяет действие
коллективного договора на всех
работников предприятия, хотя вся работа
проводится профсоюзом за счет членских
взносов.
Не члену профсоюза может
быть лишь предложено «написать
заявление» о перечислении из зарплаты за
работу профкома по защите коллективных
интересов. Явная дискриминация со
стороны государства по отношению к
профсоюзам. Обязывая профсоюзы
представлять интересы всех работников,
логично обязать, а не аморфно
определить в ст. 377 Трудового Кодекса,
не члена профсоюза перечислять
профкому за работу определенные средства.
Исключена возможность
профсоюзов (профкомов, обкомов, теркомов,
ЦК профсоюза) в защите интересов
конкретного члена профсоюза по
собственной инициативе. Отрицательное
влияние на развитие системы социального
партнерства оказывает лишение профсоюза
права на защиту в суде интересов
трудовых и связанных с трудов отношений
неопределенного круга лиц. Никто, как
профсоюз, первый узнает о нарушениях
прав работников в результате принятия
нового нормативного акта. Назрело
введение в законодательство возможности
защиты членов профсоюза, как
неопределённого круга лиц, без
дополнительного обращения членов
профсоюза в какой-либо выборный орган.
Конкретно не определено
месторасположение предоставляемого
помещения для профкома в соответствии со
ст.377 ТК РФ, поэтому отдельные
руководители арендуют такие помещения
далеко от предприятия и тем самым
препятствуют нормальной работе выборного
органа. И таких примеров значительное
количество.
Неточности,
неконкретность норм Трудового Кодекса
как в федеральном, так и в региональном
законодательстве не даёт возможности
профсоюзам более активно представлять
интересы членов профсоюза, что
определено законом как функция
организации.
XVII
отчетно-выборная конференция ЗапСибТОР
предлагает:
1. В
состав комиссий при ФНПР, занимающихся
вопросами трудового и профсоюзного
законодательства, включать специалистов
правовых и социальных служб
территориальных объединений субъектов
Федерации и отраслевых территориальных
организаций, непосредственно работающих
на местах и владеющих необходимой
информацией и практикой.
2. Дополнительно
проанализировать трудовое и профсоюзное
законодательство и с учетом поступающих
предложений от отраслевых профсоюзов,
территориальных профобъединений
разработать специальную программу для
решения указанных проблем.
3. Через
РТК, межфракционную группу
«Солидарность» в Государственной Думе РФ
добиваться внесения изменений и
дополнений в ТК РФ, Закон о профсоюзах,
конкретизацию спорных и неточных
формулировок закона.
4. Направлять
в территориальные объединения
профсоюзов, отраслевые профсоюзы
положительные факты применения
трудового, профсоюзного законодательства
и международных норм по защите интересов
организаций и отдельных членов
профсоюза.
По поручению делегатов
Конференции,
Председатель
Западно-Сибирской
территориальной
организации
Росприродсоюза
Г.П. Кравчук
|